Останется ли Украина аграрной страной?

Максим Сысоев, адвокат, советник юридической фирмы Marchenko Danevych, об опасностях для аграрной отрасли антикризисных предложений правительства
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

С целью пополнения госбюджета (до 11,2 млрд грн в 2014 году и до 32,7 млрд грн в 2015 году) Кабинет министров 21 июля подал в Верховную Раду Украины проект закона №4309а, направленный на отмену ряда налоговых льгот и повышение уровня налога для ряда налогоплательщиков. Самой резонансной оказалась инициатива правительства отменить для крупных сельхозпроизводителей фиксированный налог на прибыль и специальный режим НДС.

Согласно информации Украинской аграрной федерации, министр финансов Александр Шлапак 25 июля на заседании Верховной Рады Украины заявил, что правительство оставит систему налогообложения АПК без изменений. Но поскольку стенограмма заседания на сайте Верховной Рады недоступна, официально подтвердить это решение невозможно.

Какую опасность таят в себе нововведения правительства?

Если закон будет принят, уже с 01 января 2015 года сельхозпроизводители, у которых объем операций поставок сельхозпродукции за предшествующие 12 месяцев составляет от 20 млн грн или площадь сельхозземель в их собственности/пользовании превышает 1 тыс. га, не будут иметь права на фиксированный сельхозналог (ФСН) и специальный режим уплаты НДС.

На сегодняшний день, используя специальные (льготные) режимы налогообложения, большинство сельхозпредприятий не уплачивает налог на прибыль на общих основаниях, а рассчитывает его пропорционально нормативно-денежной оценке площади земельных участков, что позволяет им поддерживать рентабельность бизнеса. Кроме этого, суммы НДС обязательств не уплачиваются в бюджет, а аккумулируются на специальных счетах и расходуются на производственные нужды.

С отменой указанных льгот, во-первых, увеличится нагрузка по ведению и подаче налоговой отчетности, связанной с уплатой налога на прибыль, поскольку у большинства предприятий она явно не налажена в виду отсутствия необходимости (не ведется надлежащий учет расходов, а также их обоснование для ведения хозяйственной деятельности). Не исключено, что налоговые органы захотят воспользоваться переходным периодом и адаптацией аграриев к новой системе, а посему увеличится количество случаев выявления фактов уклонений от уплаты налога на прибыль. Налоговики будут утверждать, что те или иные платежи не относятся на расходы и налагать соответствующие штрафные санкции в размере до 50% от сумм неуплаченных налогов.

Во-вторых, предприятиям придется уплачивать налог на прибыль по ставке 18%, что в десятки раз увеличит налоговую нагрузку для большинства налогоплательщиков: с десятков или сотен тысяч гривень до миллионов и десятков миллионов гривень. В свою очередь это повлечет за собой сокращение объемов производства, сокращение персонала либо неофициальное трудоустройство сотрудников, вплоть до перехода "в тень" значительной части сельхозбизнеса.

Не исключен подход, при котором сельхозпроизводители начнут покупать более мелких производителей или иным образом юридически "дробить" бизнес, с тем, чтобы каждый из созданных субъектов хозяйствования формальною соблюдал указанные ограничения для получения налоговых льгот. Однако такая схема может стать временным выходом из ситуации только для среднего бизнеса.

Согласно информации общественного союза "Всеукраинский аграрный совет", фактически с 2015 года ликвидируются льготы для предприятий, на которых сейчас приходится 89% всего поголовья крупного рогатого скота и для 91% сельскохозяйственных предприятий, занимающихся растениеводством. То есть, по факту речь не идет исключительно о крупных компаниях, как указано в пояснительной записке к законопроекту. Следует отметить, что ситуация развивается на фоне полного запрета с 28 июля импорта молока и молочной продукции из Украины в Россию (такие поставки составляли порядка 7 тысяч тонн в год). Этот запрет может привести к катастрофическому снижению продаж и сказаться на резком уменьшении выручки производителей молока. Если же данное снижение сопрячь с отменой единственной (!) действенной формы поддержки отрасли государством (на сегодняшний день практически никаких дотаций правительство не предоставляет), украинская "молочка", которая только начала подымать голову, будет просто уничтожена.

Пессимистично выглядит ситуация и для производителей зерна — в 2013 году рентабельность производства зерна в Украине составила в среднем всего 2%. В текущем году ситуация кардинально не изменится, а мировые цены на зерно при этом достигли своего минимума за последние 5 лет.