Драйверы легпрома — что помогло вырасти рынку в 2017 году

Проект «Искусство утепления» (объект Марии Куликовской и вещи резидентов "Всі.Свої")
Проект «Искусство утепления» (объект Марии Куликовской и вещи резидентов "Всі.Свої")
Главный тренд на рынке легкой промышленности — рост производства. И хотя патриотический бум угас, украинские бренды сумели закрепиться на завоеванных позициях и наращивают эффективность

По чуть-чуть растет

В Украине появился рынок, которого еще три-четыре года назад попросту не было — так можно описать произошедшие в отечественной легкой промышленности трансформации. "Его создала новая аудитория, украинские бренды и торговые площадки. И этот рынок начинает диктовать свои законы", — считает Анна Луковкина, автор и руководитель проекта "Всі. Свої" (маркет в Киеве на Десятинной и универмаг на Крещатике).

Констатирует рост украинского легпрома (и у текстильщиков, и у трикотажников, и у швейников, у обувщиков и кожевенников) вице-президент ассоциации "Укрлегпром" Татьяна Изовит.

Рынок продемонстрировал рост впервые с 2012 года. Так, если в 2013-м падение легпрома составило 5,9%, в 2014-м — 1,4%, а в 2015-м — 8%, то по итогам 2016 года рынок вырос. Правда, ненамного — на 2,2%, отмечают в "Укрлегпроме".

В первом полугодии 2017-го положительная динамика сохранилась: увеличение объемов производства в легкой промышленности в январе-апреле текущего года составил 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в отличии от промышленности — там зафиксировано падение на 2%).

На фестивале "В поисках Made in Ukraine". Фото Татьяна Довгань

ДИНАМИКА РЫНКА ЛЕГПРОМА (%, по сравнению с предыдущим годом)

  • 2016 год — рост на 2,2%
  • 2015 год — падение на 8%
  • 2014 год — падение на 1,4%
  • 2012 год — падение на 5, 9%
  • 2011 год — рост на 6,1%
  • 2010 — рост на 13,1 %

По данным Госстата объем реализованной продукции легпрома (без НДС и акциза) в январе-июне 2017 составил 9,17млрд грн, это 0,9% от всей реализованной продукции. При этом зарубеж реализовали чуть меньше половины (45,2%) или 4,14 млрд грн.

Объем внутреннего рынка страны в 2016 году оценивают в 125 млрд грн. При этом в профильной ассоциации рекомендую умножить эту цифру минимум на два — до 250 млрд грн.

Минобороны подтолкнул к модернизации

Во многом рост рынка в последние полтора года обеспечили заказы силовых ведомств — на них пришлась пятая часть всего объема рынка.

"Минобороны и МВД меняют технические условия и требования к продукции, в том числе к вещевому имуществу согласно стандартам НАТО. Это стало толчком к росту объемов заказов и модернизации отечественных фабрик, на что стали выделять значительные суммы, гораздо больше, чем раньше", — отмечает Татьяна Изовит. При этом предприниматели, выигрывая тендер с определенными датами поставки сильно рискуют своими средствами, особенно те, кто все делает с нулевого цикла: ведь предоплату они не получают,но самим им надо сделать предоплату, завезти сырье, наладить технологический процесс, при этом не известно, какой будет уровень рентабельности в итоге, так как неизвестно какой к тому времени будет курс гривни к доллару.

Гораздо меньше рисков у тех, кто занимается только отшивом по толлинговым схемам.

"Толлинговое" счастье

Компаниям, которые работают по толлинговым схемам (производство на условиях давальческого сырья), девальвация гривни сыграла на руку. Так как более половины продукции украинских швейных фабрик — это одежда, произведенная по давальческим схемам для зарубежных брендов (New Look, Marks & Spencer, Next, Laura Ashley, Top Shop, Zara, Mexx, Triumph, BCBG, Esprit, Hugo Boss и др.), это ненадолго стало одним из главных факторов роста рынка. При этом следует помнить, что заказы из Европы, переживавшей финансовый кризис, упали в два раза еще в 2011 году.

Если до девальвации предприятия были в сложной ситуации с тарифами $3 за пошив рубашки или $12-13 за пошив костюма, то с резким скачком курса валют у них хоть и остались те же $3, но в пересчете на гривну стоимость выросла в три раза, поэтому бизнес оказался сверхприбыльным (с учетом того, что зарплаты какое-то время оставались прежними) а украинские швейники внезапно стали конкурентоспособными. "Мы смогли поднять зарплату в три с половиной раза и сейчас стоим на ногах еще крепче, чем до этого", — заключает Ярослав Рущишин, владелец компании "Троттола".

На легпром приходится 4% внешнеторгового оборота Украины, 3,6% кадрового промышленного потенциала, 2,5% экспортного потенциала и 1% реализованной промышленной продукции.

Несмотря на кризис те, кто перешел на давальческую схему сохранили производство, закупили хорошее оборудование, дали рабочим зарплату, а стране налоги, — заключает Александр Бородыня, президент лиги производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий "Укркожобувьпром". Действительно, сегодня оснащение многих украинских швейных фабрик соответствует европейскому уровню, а кроме того, украинские швейники заслужили в мире репутацию надежного партнера.

Но при этом предприятие, работающее по толлинговой схеме, попадает в зависимость от заказчика, который может в любой момент начать демпинговать. "Для того, чтобы увеличить свои маржинальные доходы, нужно создавать свои торговые марки", — считает эксперт.

В 2015 году сокращение из-за девальвации импорта на треть в секторе текстильных изделий и наполовину в секторе обуви ( итоги 2014 года) родило прогнозы, что при наличии капитальных инвестиций украинские предприниматели могу рассчитывать заместить около 10% импорта. В 2017 уже можно сказать, что замещение произошло.

Ниша МСБ

На фестивале "В поисках Made in Ukraine". Фото Татьяна Довгань

Производство одежды в структуре отрасли занимает 66%, на текстильное направление приходится 20%, на производство кожи и обуви — 14%.

По данным ассоциации "Укрлегпром", по состоянию на конец 2015 года в Украине насчитывалось более 2,8 тыс. предприятий легпрома, и за прошлый год их число не изменилось. Из них 1810 предприятий (на которых работает42 тыс. человек) производят одежду, 400 (19,2 тыс. человек) — обувь и кожу, 555 (16,2 тыс. человек) — текстиль.

При этом из 1810 производителей одежды большая часть (1120 предприятий) — это малый бизнес (от одного до 10 человек) и только 700 — крупные фабрики (от 100 человек).

ТОВАРЫ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ, 2016 год

  • Собственное производство — 14,7%
  • Импорт — 58%
  • Контрабанда и "теневое" производство — 20,3%
  • Секонд-хенд — 6%

Популярность легпрома среди малого и среднего бизнеса объясняется тем, что особенностью сектора как объекта для инвестиций является относительно низкая капиталоемкость производства, отмечает Максим Борода, старший эксперт по вопросам торговли и инвестиций канадско-украинского проекта по поддержке торговли и инвестиций. "Стоимость создания одного рабочего места даже с наиболее современным оборудованием значительно ниже, чем для других отраслей промышленности, например, машиностроения или пищевой промышленности. В то же время большая часть добавленной стоимости в легпроме формируется не производством, а дизайном и маркетингом", — констатирует эксперт.

Подтверждает его слова и статистика Госстата. Так, объем капитальных инвестиций в легпром по итогам 2015 года составил 1 млрд грн, что на 7% больше, чем годом ранее. В 2016-м рост был еще существеннее — на 85%, до 1,85 млрд грн.

Вкладывают средства в производство внутренние инвесторы, иностранных инвестиций нет, — отмечает Татьяна Изовит. Основную часть средств потратили на модернизацию фабрик.

Татьяна Изовит, вице-президент ассоциации "Укрлегпром". Фото со страницы fb

Например, "Дюна", владеющая двумя фабриками в Червонограде и во Львове, инвестировала более полумиллиона евро в новейшие вязальные машины Lonatti. Как результат, в 2016 году на фабрике во Львове удвоили месячный выпуск продукции, выйдя на объемы 2012-го.

Масштабный проект по расширению производства реализовала Arber Fashion Group, крупнейший производитель одежды в Украине с торговой сетью из более 100 магазинов по всей стране. В 2016 году компания открыла еще три швейные фабрики: в Вознесенске (Николаевская область), Никополе (Днепропетровская область) и Теплодаре (Одесская область), а также возобновила работу фабрики в Тульчине (Винницкая область). По словам собственника Arber Fashion Group Юрия Шпирта, инвестиции в проект составили не менее 10 млн грн.

Источник: Рейтинг"500 крупнейших производственных и сервисных компаний Украины, 2017 г."

"Шелковые" настроения

Вадим Золоторевский, генеральный директор торговой сети Arber, 2017 год и конец прошлого года "шелковыми" с точки зрения потребительских настроений: повышение зарплат и определенная экономическая стабильность сказались на покупательской активности. Как показывает официальная статистика, расходы населения в 2016 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 17,3%, на приобретение товаров и услуг было потрачено 1,82 млрд грн, что на 17,4% больше показателя 2015-го.

Эта тенденция продолжилась и в 2017 году: расходы населения в I квартале по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 22,3%. На товары и услуги украинцы потратили 491,5 млн грн (плюс 22,2%).

Люди стали покупать больше, причем именно украинских товаров. Инфляция и девальвация сделали импорт недоступным для многих покупателей, и украинские товары стали более привлекательными по цене.

Эта тенденция началась в 2014-ом. И уже в 2015-ом в розничном товарообороте украинские товары заняли 58,1%, что на 0,3% больше, чем годом ранее (без учета оккупированного Крыма и зоны АТО) и составили 283,4 млрд грн, что на 14,6% больше, нежели в 2014-м. Доля украинских текстильных товаров и галантереи выросла на 3,8% и составила 33,8% или 517,1 млн грн, соощил Госстат.

ПРОДАЖА УКРАИНСКИХ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТОРГОВУЮ СЕТЬ

  • Трикотаж верхний и белье — 4,1% (2005) — 16,9% (2015)
  • Одежда и изделия из кожи и меха — 4 % (2005) — 81,2% (2015)
  • Одежда и белье из ткани — 5,7 % (2005) — 23,5% (2015)
  • Текстиль и галантерея — 33,8 % (2005) — 45,1% (2015)

Made in Ukraine на 7-ом километре

Существенно увеличилась и доля украинской одежды и обуви в торговых сетях. Во многом это связано с рациональным подходом производителей: швеи в Китае зарабатывают в два раза больше, а с учетом логистики получается, что шить в Китае не самый выгодный вариант, не говоря уже о Турции. Так, например, производство обуви украинской марки Braska полностью перевели из Китая на украинские фабрики, рассказал Сергей Башлаков, вице-президент и совладелец группы MTI (сети магазинов "Интертоп", Plato, Pandora, Urban United и Noa Noa).

"Наша компания, полностью перешла на свое производство за исключением обуви и аксессуаров, при этом по обуви мы начали работать с украинскими фабриками", — рассказа про стратегию Arber Fashion Group Вадим Золотаревский.

"Даже "серые" и "черные" рынки "7-й километр", "Барабашово" и "Хмельницкий", которые обеспечивают большой оборот сегмента B2В и B2C, начали массово открывать цеха по производству одежды и обуви,— отмечает Вадим Золотаревский. — То есть те, кто раньше возили товар из Китая, сейчас шьют сами".

"Появились масса внутреннего продукта украинского производства", — констатирует эксперт. — В основном — в дешевом сегменте, но постоянно возникают дизайнеры, работающие для среднего ценового сегмента в разных проектах. В таких, как наш F'91, как "Names UA", "Все свои" и другие".

В рамках проекта  F'91 было открыто 23 магазина за год -  там продают одежду только  украинских производителей

Проект F'91 — самый масштабный. За 7 месяцев Arber Fashion Group открыла 26 магазинов по всей Украине. "Чтобы сделать такое самостоятельно нужны очень большие инвестиции., — замечает Вадим Золотаревский. — Потому мы использовали трафик сети "Метро Кеш энд Керри Украина" заключили партнерское соглашение, взяв в аренду площади в их магазинах и теперь отвечаем всю одежную тему в рамках торговых центров Метро". Магазины открыты под проект F'91 уже в 21 ТЦ "Метро", а до конца года будут во всех 23-х.

"Мы начали большую сложную работу по созданию мощной площадки для продаж товаров украинского производства — как наших собственных торговых марок, так и других украинских марок", — уточнил Вадим Золотаревский. По его словам уже сейчас работают со 100 украинскими дизайнерами. В планах компании — расширять производство, так как потребность розницы сегодня в два с половиной раза выше чем текущие производительные мощности.

Возникло многоукраинских брендов, которые продают онлайн и начинают готовить свои магазины. Много брендов стали успешными сетевиками.

Если ранее товары отечественного производства приобретали не столько по экономическим, сколько по идеологическим причинам, то сегодня люди перестали покупать вещи лишь потому, что они made in Ukraine, отмечает Анна Луковкина ("Всі. Свої").

Проект "Искусство утепления": скульптуры Марии Куликовской и вещи из коллекций украинских брендов — резидентов "Всі. Свої"

Теперь они стали искать стильную, качественную одежду по доступной цене — альтернативу мировому масс-маркету и вещам "как у всех". "Поменялись требования потребителей к украинским производителям, планка стала выше, — считает Анна Луковкина. — Если два года назад изделию с биркой made in Ukraine могли простить даже очень большие огрехи, то сегодня не простят, не купят и еще напишут в Facebook негативный отзыв. И это хорошо: так аудитория диктует стандарт качества".

В моде адекватные цены

Не последнюю роль в популярности украинских товаров играет и цена. За последние полтора года цены на продукцию отечественного легпрома выросли в среднем процентов на десять, хотя валютная составляющая в производстве одежды доходит до 70-80% из-за необходимости импортировать ткани, кожу и фурнитуру. Например, в MustНavе, позиционирующем себя как средний масс-маркет, подняли цены всего на 200-300 грн и держали их в пределах 700-1800 грн за платье и 3000-4000 за пальто из вискозы. Выстоять удалось благодаря постоянному росту числа покупателей. В торговом доме "Жива" при выросшей в два раза себестоимости маржинальность уменьшили до 1,5, поставив цену 1000-1200 грн за платье.

Анна Луковкина, оценивая потребительские ожидания, замечает, что мы живем во время "рационального потребления".

"Новая аудитория не кичится логотипами и не хвастается высокой стоимостью своей одежды. У нее другие приоритеты и ценности: качество, хороший крой, стиль, индивидуальность, продуманная простота, и при этом — адекватная цена".

Именно на такую аудиторию в основном ориентируются украинские бренды и дизайнеры, формируя свой прайс. Средние цены на базовые изделия в универмаге "Всі. Свої" сегодня выглядят так: платье — 500–1800 грн, рубашка — 600–800 грн, пальто — 2500–4000 грн, туфли — 1200–2500 грн.

Дешевле одежда в магазинах F'91, которые позиционируют себя как средний минус. Зарабатывать смогут за счет больших объемов продаж. Сейчас в F91 рубашку продают за 400-500 грн, что в среднем на 40% ниже, чем у зарубежных брендов. Футболки там стоят от 150 до 200 грн, а на распродаже есть позиции и за 99 грн. Хлопковые брюки — 500 грн, свитера — 400-500 грн, мужские пальто и куртки — от 700 до 2000 грн (это уже за хороший пуховик), женское шерстяное пальто — до 2000 грн, если Ф91 и до 3000 грн, если от других производителей.

Источник: Рейтинг"500 крупнейших производственных и сервисных компаний Украины, 2017 г."

Рекордный секонд-хенд

Несмотря на волну патриотизма, продукция made in Ukraine зани- мает всего 14,7% рынка, где больше половины (58%) приходится на импортную одежду и обувь, еще 6% — на товары секонд-хенда.

Отметим, что по ввозу секонд-хенда 2016 год оказался рекордным: 111,8 тыс. тонн против 93,2 тыс. тонн в 2015-м и 77 тыс. тонн в 2005-м.

По данным "Укрлегпрома", в 2016 году на каждого жителя страны ввезено 2,6 кг секонд-хенда, десять лет назад эта цифра была гораздо меньше — 1,7 кг. Всего за последние 10 лет в Украину ввезли более 1 млн тонн секон-хенда на общую сумму свыше 1 млрд грн.

Долю теневого производства и контрабанды в отраслевой ассоциации оценивают в 20,3%. Если добавить возможность торговли дешевыми китайскими и турецкими товарами без учета соответствующего налогообложения, то в результате две трети внутреннего рынка наполнены продукцией теневого производства и контрабандными товарами и только треть — это товары прозрачного бизнеса и легальный импорт.

Вместе с тем именно сейчас вопрос детенизации особенно актуален. Украина уже в этом году может подписать договор о зоне свободной торговли с Турцией — главным поставщиком одежды и тканей в Украину. Только в 2016 году Турция нарастила поставки продукции легпрома в Украину на 40-50%.

Позиция "Укрлегпрома" в этом вопросе — не давать полное обнуление таможенной пошлины турецким товарам, а оставить ее на готовые изделия — одежду, обувь и текстиль. "В противном случае нам будет плохо, — говорит Татьяна Изовит. — К такой конкуренции не готова ни наша легкая промышленность, ни внутренний рынок".

Хлопотный безвиз

Почему же украинские производители не могут обеспечить спрос на внутреннем рынке и наравне конкурировать с импортными товарами? "Рынок легкой промышленности остается по-прежнему диким и неструктурированным", — считает Сергей Венгер, бывший генеральный директор группы компаний "Дюна" (занимал эту должность до августа 2017 года). По его словам, ударом для бизнеса стало повышение минимальной зарплаты, что увеличило себестоимость продукции. "В итоге выиграли подпольные цеха и "серые" игроки. Огромные фабрики с сотнями единиц оборудования и тысячами сотрудников не спрячешь в подвале или гаражах", — отмечает он.

Сергей Венгер, экс-генеральный директор "Дюна"

Добавило хлопот производителям, особенно из Западной Украины, введение безвизового режима. "За первые месяцы безвиза мы уже ощутили отток в Польшу как высококвалифицированного персонала, так и неквалифицированных рабочих. И это только начало", — признает Сергей Венгер.

Чтобы удержать кадры, производители вынуждены повышать заработную плату. Так, официальная статистка показывает, что в июне 2017 года средняя зарплата по отрасли составила 5483 грн, что на 46,4% больше, чем в июне прошлого года (3745 грн).

Но все же главной проблемой остается зависимость от импортного сырья — ткани, пряжи, кожи, фурни- туры.

Швейники закупают ткани в Китае, это один из самых дешевых рынков ($1,1-1,2 за метр), еще дешевле- в Бангладеше и в Индии. Многие заказывают ткани в Турции, Пакистане, ОАЭ и странах ЕС. Полиэстеры из азиатского региона стоят $3-5 за метр, часто шьют из тканей $8-10 за метр, для среднего сегмента покупают такни по $20-30 за метр.

То, что производят в Украине — мизер для рынка. По данным на конец 2015 года, в Украине насчитывалось 39 ткацких фабрик, сейчас их число постепенно растет. Однако все они они предлагают небогатый ассортимент. Среди крупных игроков — Черкасский шелковый комбинат, производящий смесовые ткани, основной заказчик которого сейчас — силовые ведомства, одна из самых крупных фабрик по переработке шерсти "Чексил" в Чернигове, Ровенский льнокомбинат (трикотажное полотно), трикотажная фабрика "Роза". Однако практически все сырье для ткацкого производства по-прежнему приходится импортировать.

На Ровенской льнокомбинате вяжут трикотажное полотно, а также шьют из него одежду под маркой Goldi (сегодня это самый крупный украинский производитель трикотажной одежды).

Возродить производство тканей в Украине — дело непростое, нужны серьезные капиталовложения и гарантированный большой объем закупок. Тем не менее, Вадим Золотаревский оценивает идею создания производства тканей в Украине как перспективную, ведь на них уже сейчас есть устойчивый спрос.

Толчком для развития рынка станути требования для выхода на рынки ЕС, ведь чтобы одежда считалась made in Ukraine, она должна быть сшита из ткани, сделанной в Украине, иначе необходимый сертификат не получить.

Источник: Рейтинг"500 крупнейших производственных и сервисных компаний Украины, 2017 г."

Драйвер экспорта

Несмотря на то что отечественный легпром находится на этапе становления, он уже может похвастать интересом со стороны западных партнеров. Так, по итогам 2016 года экспорт продукции легпрома вырос на 7% по сравнению с предыдущим годом, до $663,1 млн.

На первом месте — одежда. Ее доля в товарной структуре экспорта 48%. Конечно, большая часть вывезенной одежды отшита в Украине по давальческой схеме на заказ европейских брендов, то есть с минимальной добавочной стоимостью.

На втором месте — сырье (18%), в том числе полуфабрикаты кожи, которые активно продают наши кожевенники. На третьем — обувь (16%). Замыкают список текстильные изделия — 10,4%.

Самый существенный рост продемонстрировал экспорт в страны Европы — на 84,4% ($813,3 млн), в страны бывшего СССР вывезли продукции на 12,8% больше ($122,8 млн), а в Азию — на 1,8% ($17,2 млн).

"Легкая промышленность сейчас является драйвером украинского экспорта", — заявляет Наталья Микольская, заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины. По ее словам, сейчас мы экспортируем товары легпрома в 92 страны мира, причем это поставки партиями, "а не одна-две вещи, которые вывозят дизайнеры".

Наталья Микольская, зам. министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины в магазине RITO в Киеве. Фото: Татьяна Довгань

Вступивший в силу 1 января 2016 года закон о зоне свободной торговли с ЕС открыл огромные возможности для предпринимателей, в том числе благодаря нулевой пошлине на экспорт товаров легпрома. С целью помощи украинскому бизнесу выйти на внешний рынок создан Офис экспорта при Минэкономразвития, который имеет образовательное направление (консультации, мастер-классы, тренинги) и устраивает бизнес-поездки в страны, лояльно относящиеся к возможности украинского экспорта, в частности Канаду, Литву, Швецию, Нидерланды, Израиль, Индию, планируется выводить украинские продукты на рынок Нидерландов и Израиля.

Один из примеров активного выхода украинских производителей на зарубежные рынки показывает бренд трикотажной одежды RITO. Начали два года назад с Литвы: в Вильнюсе открыли небольшой магазин, а летом этого года переехали в уже большой фирменный магазин бренда в центре литовской столицы. В планах компании — открытие магазинов в других прибалтийских странах, в частности в Эстонии. Протестировали интерес к бренду в Дании, открыв шоу-рум в Копенгагене, а в декабре в датской столице партнеры RITO открывают уже полноценный магазин бренда. В канадском Торонто они представлены в мультибрендовом магазине, ведут переговоры со Швецией.

Татьяна Абрамова, владелица RITO ( слева). Фото: Татьяна Довгань

"Сейчас мы все силы бросаем для продвижения на западном рынке. Мы выбрали для себя северные страны, этот выбор диктует продукция компании — трикотаж", — говорит владелица и директор компании Татьяна Абрамова. Сейчас на экспорт RITO отправляет 15-20% своей продукции.

Модернизация и инновации

Главная задача украинских производителей на 2018 год — сохранить свои позиции. "Производители сейчас ищут пути диверсификации бизнеса. Это и выход на новые возрастные группы, и гендер. Например, RITO начали делать мужскую коллекцию", — рассказывает Татьяна Абрамова.

По словам Максима Бороды, украинским производителям стоит сосредоточиться на развитии собственных брендов и формировании цепочек добавленной стоимости. От экспорта одежды и обуви, производимой в Украине по заказу мировых брендов, стоит переходить к экспорту продукции продукции собственного дизайна, под собственными брендами. Это позволит производителям максимизировать прибыль и сделать свой бизнес менее зависимым от наличия дешевой рабочей силы, предложение которой и в дальнейшем будет сокращаться, отмечает эксперт.

Вадим Золотаревский акцентирует внимание на необходимости развития е-коммерции, чем и намерена заниматься Arber Fashion Group в ближайшем будущем (сейчас онлайн составляет всего 1% в продажах группы). "Ведь если ритейл особо не растет (может на 10%), то рынок онлайна растет как минимум на 50% и уже вытеснил розницу", — отмечает он.

Приоритетность развития отрасли для экономки страны в ассоциации "Укрлегпром" видят в таких моментах:

  • значительный объем внутреннего рынка страны — 125 млрд грн ( по другим подсчетам 250 млрд грн)
  • высокий уровень дополнительной стоимости — 50%
  • во всех регионах промышленные возможности и высококвалифицированные кадры — 75% женщины
  • быстрый оборот капитала
  • низкая энергоемкость производства — 1-3% валовых затрат.

Елена Гладских