- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Партнер Жеваго терпит убытки
У собственника Полтавского ГОКа Константина Жеваго и угольного магната Зденека Бакалы есть много общего - оба молоды, публичны и оба зарабатывают на металлургах. Поэтому, когда прошлой осенью Жеваго угрожал дефолт, руку помощи ему протянул именно чешский предприниматель. Он не побоялся приобрести блокирующий пакет акций горнорудной компании Ferrexpo и войти в украинский бизнес в то время, когда все иностранные инвесторы из него убегали. Второй раз Бакала спас Жеваго в июне этого года, когда воспрепятствовал тому, чтобы контролируемые группой "Приват" миноритарии ввели в совет директоров Ferrexpo своих представителей.
Теперь, похоже, настала очередь спасать самого Зденека Бакалу. Его ключевой актив - компания New World Resources (NWR) - по результатам первого полугодия впервые оказался в убытке, на шахтах сокращается персонал, а коксохимы балансируют на грани остановки. К тому же поведение топ-менеджеров заставляет задуматься над перспективами бизнеса. 11 сентября генеральный директор NWR Миклош Саломон реализовал свои акции на сумму около $900 тыс. Чешские аналитики уже заявили, что информация о продаже акций может произвести негативное впечатление на инвесторов, поскольку, вероятно, даже сам Саломон не верит в дальнейший рост акций компании. Знаменательно, что котировки Ferrexpo также пошли вниз именно после того, как летом 2008 года главный исполнительный директор Майк Оппенгеймер неожиданно продал свою долю в компании, выручив за нее около $7,78 млн. Вскоре он был снят с поста, а его кресло занял лично Константин Жеваго. И не исключено, что спасать бизнес методами своего украинского коллеги придется и его партнеру из Чехии.
Сам себе архитектор
До сих пор удача во всем сопутствовала ему. Благодаря фортуне будущему предпринимателю удалось поступить в престижный калифорнийский университет в Беркли. Сам Бакала утверждает, что обучение ему обходилось всего лишь в $1600 в год - вполне подъемная сумма даже для официанта. "Низкую плату за учебу руководство университета, среди выпускников которого больше нобелевских лауреатов, чем было в Советском Союзе, компенсировало жестким отбором - ежегодно лишь для 2-3% желающих открывались двери в альма-матер", - вспоминает он, смачно затягиваясь сигарой.
Через год после окончания учебы Бакале не составило труда заработать свой первый миллион. О том, как ему это удалось, бизнесмен не рассказывает, и лишь утверждает, что способным выпускникам экономического вуза в США заработать такие деньги - не проблема. Никаких сложностей ему не составило вскоре приумножить свое состояние. Зденек Бакала устраивается в Credit Suisse First Boston в Нью-Йорке. В 1991 году он триумфально возвращается на родину и работает на должности управляющего чешским филиалом First Boston. Свой переезд предприниматель объясняет тем, что в Америке стало скучно, тогда как европейские рынки казались более интересными и позволяющими работать творчески.
После того как три года спустя Бакала занялся собственным бизнесом - создал консалтинговую фирму Patria Finance - он дважды "срывал банк". Впервые это случилось в 2000 году, когда предпринимателю удалось успешно продать Patria Finance бельгийской финансовой группе KBC. Второй раз - весной прошлого года, когда за три месяца до начала кризиса в металлургической отрасли Бакала вывел свой ключевой актив - угольную компанию NWR - на IPO, заполучив $2,15 млрд. Британский журнал The Banker назвал данное размещение лучшим среди горнодобывающих компаний в 2008 году. Вполне возможно, что в процессе листинга Бакала изучал опыт своего предшественника Константина Жеваго, который вышел на биржу годом ранее.
Сплав угля и железа
О том, что железорудный бизнес в Украине Зденеком Бакалой воспринимается в качестве очень рискованной инвестиции, которая стала возможной только благодаря личному знакомству с Жеваго, говорит тот факт, что 24,99% акций Ferrexpo до сих пор находятся во владениях кипрского оффшора RPG Industries - материнской структуры бизнеса чешского предпринимателя. При этом включение актива в структуру публичной компании NWR постоянно откладывается. Менеджеры не торопятся приобретать Полтавский ГОК у своей материнской структуры из-за боязни, что это негативно отобразится на их финансовых показателях. Ведь вопреки тому, что сделку осуществили не они, а RPGI, после объявления о ее завершении котировки NWR в Лондоне рухнули сразу на рекордные 23%.
Планы Зденека Бакалы относительно Полтавского ГОКа остались неясными даже после того как в апреле текущего года Константин Жеваго был назначен неисполнительным директором NWR. Тем временем отчет по итогам работы за первое полугодие 2009 года привел акционеров угольной компании в состояние шока. Вместо ожидаемой прибыли бизнес показал убыток в 41 млн. евро, тогда как Ferrexpo за шесть месяцев заработала $28,7 млн. К тому же, если начавшийся весной рост котировок NWR на Лондонской бирже отыграл лишь около 50% от прошлогоднего показателя, то компания Жеваго, наоборот, уже сумела отыграться почти полностью. По информации чешских СМИ, плачевные финансовые результаты сказались даже на решении американских инвестиционных фондов First Reserve a American Metals и Coal International покинуть состав акционеров RPG Industries.
Нехватку средств руководство NWR пытается решить с помощью привлечения кредитов. В начале сентября стало известно, что немецкое экспортно-кредитное агентство Euler Hermes предоставило компании девятилетний кредит в размере $202 млн. Однако прогнозы топ-менеджеров угольной компании пока не излучают оптимизма. Они пребывают в полном неведении относительно того, какими будут финансовые показатели компании по итогам года, поскольку ситуация в европейском металлургическом секторе остается трудно прогнозируемой.
Сложности, с которыми столкнулся ключевой партнер Константина Жеваго, могут негативно повлиять на возможность реализации их общих будущих проектов. В частности раньше аналитики прогнозировали, что Зденек Бакала инвестирует в эксплуатацию Еристовского железорудного месторождения, а также выступит инвестором ряда замороженных металлургических проектов. Однако сейчас не Жеваго должен рассчитывать на возможности чешского финансиста, а скорее, наоборот, время Бакале взывать о помощи.
Ограничится ли Жеваго исключительно антикризисными консультациями, используя свой пост в совете директоров NWR, или же обратно выкупит упущенную из-за кредитных объязательств долю Ferrexpo, во многом зависит от договоренностей, которые связывают обоих миллиардеров, и до сих пор остаются тайной за семью печатями.
Читайте также:
Ferrexpo заработала $28,7 млн в первом полугодии 2009 года
Жеваго строит меткомбинат в Венгрии
Ferrexpo покоряет Китай
ИНВЕСТГАЗЕТА, Игорь Гошовский