По тормозам: когда запустят "Воздушный экспресс"

Строительство проекта "Воздушный экспресс" в очередной раз застряло на стадии очередного согласования. И хоть Экспортно-импортный банк Китая дал "добро" на предоставление второго транша кредита, старт железнодорожного сообщения с "Борисполем" затягивается

Запуск скоростного пассажирского сообщения между станцией "Киев-пассажирский" и международным аэропортом "Борисполь" в очередной раз откладывается в "долгий ящик". И хотя проект уже был согласован со всеми необходимыми ведомствами, после распоряжения сократить расходы на него до 20% Государственное агентство по инвестициям и управлением национальными проектами проводит дополнительные исследования. И пока министерства ищут, как и за счет чего сократить эти расходы, ситуация вокруг "Воздушного экспресса" накаляется. Последний прецедент — сообщение о "таинственном исчезновении" $50 млн долларов, озвученное министром инфраструктуры Максимом Бурбаком. В Госинвестпроекте поспешили оправдаться — деньги на месте. Вместе с тем эксперты утверждают, что строительство железнодорожного сообщения между вокзалом и аэропортом "Борисполь" переносится на неопределенное время.

На ручнике

Хоть о авиаэлектричке и говорят уже более 2 лет, особых подвижек в реализации проекта пока не наблюдается. Несмотря на регулярные заявления бывшего главы Госинвестпроекта Владислава Каськива о том, что строительство уже началось, нынешний глава ведомства Сергей Евтушенко в августе текущего года утверждал, что проект "Воздушный экспресс" находится на экспертизе у Министерства инфраструктуры и Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Главным стопором "стройки века" является не только бюрократическая машина. Как рассказали Delo.UA в Госинвестпроекте, на сегодняшний день в проекте "Воздушный экспресс" есть серьезная техническая проблема. "Речь идет об опасности электромагнитного поля. А именно во въезде электрического оборудования, который при этом используется поездами, прибывающими со стороны аэропорта "Борисполь", — отметили в Госинвестпроекте.

Как пояснил первый заместитель председателя "Госинвестпроекта" Кирилл Бондарь, в "Борисполе" есть антенные поля, которые принадлежат "Украэроруху" и которые используются для обслуживания аэропорта и аэронавигации. Предполагается, что въезд экспресс будет делать на переменном токе. Потенциально при таком варианте пантограф электрички может создавать помехи, которые могут влиять на антенны, расстояние до которых составляет 200 метров.

В Госинвестпроекте отмечают, что существуют несколько вариантов для решения этой проблемы.

"Разница между вариантами находится в диапазоне до 750 млн грн. Первоначально, по настоянию аэропорта "Борисполь" и "Украэроруха", было предложено построить туннель, по которому должен ходить поезд (напротив терминала Д). Сегодня также рассматривается и другой вариант — переход на эстакаду. В частности, переход на постоянный ток, который должен решить вопрос электромагнитной защиты. Если удастся найти правильное техническое решение и будут созданы безопасные условия, то экономия этого проекта может составить 760 млн грн", — заявили в ведомстве.

Подобное техническое решение вписывается в общую концепцию Кабмина по удешевлению электрички. Еще в конце апреля текущего года Минрегионстрой рассматривал ряд решений, позволяющих сократить примерно на 20% расходы на реализацию проекта (пока решение не озвучено — ред.) По данным ведомства, общая сметная стоимость Нацпроекта "Воздушный экспресс", строительство которого пока не началось из-за отсутствия проектной документации, на январь 2014 года составляла 3,2 млрд грн, стоимость четырех единиц подвижного состава — 510,7 млн грн.

Пропавшая грамота

Что касается денег, то и тут не все гладко. Забавная история произошла с кредитными средствами в размере $52 млн, выделенными в 2013 году Экспортно-импортным банком Китая на выполнение проектных и подготовительных работ по "Воздушному экспрессу". Так, министр инфраструктуры Максим Бурбак в интервью "Фокусу" в середине сентября заявил, что хоть Украина и выплачивает кредит по национальному проекту "Воздушный экспресс", неизвестно, куда исчезли порядка $50 млн.

В Госагентстве по инвестициям поспешили объясниться, что кредитные средства не пропали, а все еще находятся на счету Эксимбанка Китая. Правда, часть из этих денег — $14 млн — была потрачена на проектные работы.

Эксперты, однако, считают, что заявленная сумма слишком велика для проектирования "Воздушного экспресса". Исполнительный директор аудиторской и консалтинговой компании Kreston GCG Олег Кузнецов утверждает, что бюджет в $14 млн на подобную работу выглядит слишком "раздутым".

"Для того, чтобы корректно ответить на вопрос, нужно смотреть на разработанный проект, понимать степень детализации и масштабность проведенных работ, проведенные технические, экологические и прочие аудиты. Кроме того, насколько мне известно, в указанную сумму входит не только работа проектного института "Киевгипротранс", но и разработка бизнес-плана PWC. Но все же бюджет слишком раздут", — говорит Кузнецов. Вместе с тем эксперт не может пояснить, какой оптимальный бюджет должен быть.

В Госинвестпроекте парируют, утверждая, что эта сумма будет использоваться в течение всего срока строительства, и, собственно, $14 млн долларов еще не потрачены. "Это средства, которые пошли на оплату подготовительных работ. Кроме того, проведены проектные работы, а также осуществлен выкуп земельных участков с подготовкой необходимой документации для подачи в группу проекта", — акцентируют в Госинвестпроекте.

Как финансовая, так и бюрократическая стороны проекта весьма непрозрачны и тормозят выполнение работ. В Госинвестпроекте говорят, что еще одним "ручником" "Воздушного экспресса" является необходимость согласования стройки со всеми сторонами — аэропортом "Борисполь", "Укрзализныцей" и "Украэронавигацией".

"В этом сейчас главный стопор проекта — "Укрзализныця". Она затягивает процесс передачи земли, хоть и получила уже часть оплаты как субподрядчик от госпредприятия", — говорит заместитель главы Госинвестпроекта Кирилл Бондарь. УЗ выполнила подготовительный период работ (вынос и переустройство волоконно-оптической линии связи, магистральной кабельной линии автоматики и связи, переустройство сетей 10 кВ и 0,4 кВ, внешнего освещения и другие), и в рамках выполненных работ и актов приема работ получила 9,2 млн грн.

Ехать будем?

С такими темпами украинцы не смогут прокатиться от главного вокзала столицы до "Борисполя" на электричке еще несколько лет. Как ранее заявлял Сергей Евтушенко, строительство "Воздушного экспресса" займет 24 месяца. Но сначала необходимо получить от Эксимбанка Китая второй транш в $320 млн, который, собственно, и предназначен для реализации инфраструктурного проекта.

Но деньги, похоже, появятся не скоро. Китайская сторона из-за политических событий в Украине на время приостановила работу в стране. Несмотря на это, в Госинвестпроекте уверяют, что китайский банк готов давать кредиты.

"Сегодня сняты все риски, которые существовали по этому проекту. Нам удалось убедить китайский банк, что риски, которые есть, все равно позволяют нам реализовать этот проект. От китайской стороны есть подтверждение относительно их желания раскрыть второй транш на сумму $320 млн. Однако мы должны понимать, что его раскрытие состоится после того, как правительство утвердит этот проект. То есть, чем быстрее мы утвердим его, тем быстрее мы сможем получить второй транш", — уверяют в Госинвестпроекте.

Аналитик Kreston GCG подтверждает заявление ведомства и утверждает, что на последних встречах с официальными лицами Китая, где поднимался вопрос дальнейшей судьбы "Воздушного экспресса", декларировалась прежняя заинтересованность в реализации проекта. Однако, по мнению эксперта, если абстрагироваться от политкорректности официальных заявлений, то очевидно, что никто не будет инвестировать в страну, находящуюся в состоянии активных военных действий, а также политической и геополитической нестабильности.

"Нужно понимать, что в соответствии с достигнутыми договоренностями, Китай выделяет только часть денег, необходимых для реализации проекта, а именно 2,9 млрд грн из 4 млрд грн на тот момент. В нынешних условиях существует риск не только недофинансирования проекта со стороны Украины, но и нецелевого использования полученных средств", — говорит Кузнецов. Значит, реализация проекта переносится на неопределенный срок, и сильно будет зависеть от дальнейшего развития страны.