Почем место в Интернете

В Украине работают более 300 студий веб-дизайна. Они разрабатывают сайты стоимостью от 60 долларов.

на услуги по созданию сайтов постоянно растет, отмечают эксперты. Они объясняют это тем, что людей прельщает постоянный большой спрос на информационно-развлекательные ресурсы — видео, библиотеки, картинки, порно-сайты, где контент можно продавать за деньги. А также возможность начать свой бизнес, открыв интернет-магазин.

Директор украинского представительства «Студии Артемия Лебедева» Анастасия Мещерякова утверждает, что услуги по созданию веб-ресурсов интересуют любую компанию, ориентированную на зарабатывание денег или коммуникацию с внешним миром. «Рано или поздно компания понимает, что Интернет — это среда продвижения, в которой есть ее аудитория. Тогда и возникает потребность в сайте», — отмечает она.

С каждым годом услуги по созданию веб-ресурсов становятся все популярнее. «В интернет-проекты начали инвестировать практически все, и даже те, кто в этом мало что понимает», — говорит Алексей Мерецкий, коммерческий директор интернет-площадки по продаже сайтов Web Investment Group. Только за первую половину 2007 года в Украине было зарегистрировано 31,2 тысячи новых сайтов. Это на 2,7 тысячи больше, чем за тот же период 2006 года.

Несмотря на позитивную тенденцию позиции такого вида бизнеса, как создание сайтов под заказ, в Украине еще очень слабы. Основной причиной эксперты называют неразвитость украинского рынка интернет-рекламы. Если у нас его объем в 2007 году, по прогнозам холдинга Public Group Media, составит 7 миллионов долларов, то оборот, например, российского рынка, по данным аналитической компании GroupM, достигнет 330 миллионов. Еще одной серьезной причиной эксперты называют «катастрофическую нехватку квалифицированных кадров».

Как создать веб-студию

Эти две причины сдерживают инвесторов, желающих основать свою веб-студию. Мало кто хочет рисковать 25-30 тысячами долларов, ведь именно столько необходимо для открытия хорошей студии.

Но если риск оправдает себя, то такая компания, по словам директора веб-студии Mix Sistems Евгения Хоптяра, за три месяца успешной работы выйдет на самоокупаемость, а через 9 месяцев начнет приносить прибыль. «О рентабельности можно говорить максимум через два года. Это «черный» период для компании. Если она за это время себя не покажет, то потом уже вряд ли», — говорит Евгений Хоптяр.

Правда, это не единственное видение начала подобного бизнеса. Другие участники рынка говорят о стартовом капитале в пять раз меньшем, а то и вовсе о мизерных вложениях. «Каждому из участников проекта нужны компьютер, идея и мозги. При небольшой интенсивности заказов студии достаточно 4-5 человек, а остальных можно привлекать на внештатной основе», — считает Анастасия Мещерякова.

Веб-студии создают частные лица, разбирающиеся в интернет-технологиях, владельцы существующих студий, инвестиционные фонды и компании, желающие открыть смежное направление в своем бизнесе. Последний вариант встречается достаточно часто. В таком случае компании выкупают студию и в дальнейшем контролируют ее деятельность.

На стоимость сайтов и время их создания значительно влияют требования к графическому и дизайнерскому исполнению, количество дополнительных модулей, подключаемых к «заготовке» сайта. Чем больше требований у клиента, тем в большую сумму обойдется продукт.
Сегодня клиенты в первую очередь требуют продавать вместе с сайтом доступную систему управления к нему. «Клиенты стали понимать, что не столько затратно по времени и деньгам создать сайт, сколько потом его поддерживать чужими силами», — говорит руководитель департамента интернет-проектов «ИнфоХолдинга «059» Юлия Снежик. Поэтому сейчас практически все сайты продаются с системой управления.

На втором месте по значимости являются требования качественного дизайна и программные решения, быстрые сроки исполнения — от 14 од 30 дней, а также наличие дополнительных услуг, включенных в стоимость сайта, например, раскрутка, хостинг, наполнение и техническое сопровождение на протяжении месяца.

Дополнительные услуги веб-мастеров стоят немалых денег. Так, редизайн обойдется в сумму от 150 долларов, продвижение в Сети — 0,4-2 тысячи долларов, web-хостинг — 4-28 долларов в месяц.

Кто заказывает

Сайты преимущественно заказывают представители бизнес-среды, а также общественных организаций. Они понимают, что их самая активная аудитория находится в Интернете. Со страниц собственных ресурсов они хотят рассказать о своих услугах или товарах. Часто страница является имиджевой рекламой или просто корпоративным ресурсом. «Даже на наружной рекламе большинство компаний, кроме телефона, указывают и адрес сайта, чтобы потребитель мог подробно узнать о компании», — отмечает Юлия Снежик.

Наибольшее число заказов на создание веб-ресурсов участники рынка фиксируют в Киеве — более 50%. Затем эксперты называют Одессу, Харьков, Днепропетровск, Донецк и далее областные центры. В свою очередь, Евгений Хоптяр говорит, что у его компании есть даже московские и немецкие заказчики.

Значительная часть сайтов создается с расчетом окупаемости от рекламы. Основными рекламодателями на украинских интернет-просторах являются операторы мобильной связи, производители мобильных телефонов, банки, автокомпании, туристические компании. Они заказывают такие интернет-ресурсы, которые соберут широкую и интересную для рекламодателей аудиторию.

Такими ресурсами сегодня являются сайты знакомств, чаты, блоги, «товарные» сайты с прайс-строками, сайты с удобными сервисами, например, оплатой коммунальных услуг.

Также на рекламе зарабатывают узкоспециализированные сайты, лидеры в отраслевых рейтингах. Они популярны среди рекламодателей благодаря свое целевой аудитории.