Почему "МТС Украина" не сможет купить 3G-лицензию даже за 3 млрд грн. (обновлено)

НКРСИ согласилась с предложением правительства запретить участие в конкурсе на 3G-лицензию подконтрольным российскому капиталу операторам
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Дополнено комментариями Дмитрия Шимкива, а также Дмитрия Фурмана ("Астелит") и Дмитрия Солодовника (МТС).

На сегодняшнем заседании Нацкомиссия госрегулирования связи (НКРСИ) согласовала проект правительственного постановления по долгожданному 3G-конкурсу. Кабинет Министров установил барьер для российского капитала, сообщили бизнес-порталу Delo.UA в ведомстве. Лицензию на "третье поколение" мобильной связи не смогут получить операторы, более 50% которых принадлежит акционерам из РФ.

Под этот пункт подпадает оператор №2 на украинском рынке "МТС Украина", все 100% которой принадлежат российской группе "Мобильные ТелеСистемы". В структуре акционеров двух других претендентов на 3G — "Киевстар" и life:) ("Астелит") — также есть капитал с московской "пропиской". Через аффилированные структуры значительными — но не более 50% — пакетами акций обеих компаний владеет "Альфа групп".

Против таких ограничений выступают в Администрации Президента. "Создание каких-либо искусственных ограничений мешает либеральному развитию рынка, — ответил в комментарии Delo.UA заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив. — В конкурсе на 3G-лицензию должны принять участие все три мобильных оператора. Если же возникают вопросы безопасности, то для этого существует закон "О санкциях".

Правительство также повысило цену за одну лицензию до более чем 2,4 млрд грн., сообщил Delo.UA присутствовавший на заседании НКРСИ руководитель ассоциации "Телас" Леонид Ошеров. Чиновники аргументировали свои расчеты опытом соседних европейских стран, что ранее вызвало резкую критику операторов и экспертов. Оппоненты Кабмина подчеркивали, что в Европе операторы получили 3G-лицензии на растущем рынке еще в прошлом десятилетии. Тогда как в Украине сотовый рынок, приносящий около двух третьих доходов телекоммуникационной отрасли, стагнирует несколько последних лет.

Утешением для рынка стало решение правительства выставить на конкурс все три лицензии. При этом за необходимую конверсию операторы заплатят военным отдельно. Минобороны заявило, что на освобождение диапазона 2100 МГц под коммерческое использование необходимо оборудование стоимостью около 1,6 млрд грн. Таким образом, будущий победитель 3G-конкурса за одну лицензию выложит минимум 3 млрд грн.

Комментарий директора по корпоративным, регуляторным и юридическим отношениям life:) ("Астелит") Дмитрия Фурмана

Выдача лицензии потребует значительных финансовых вливаний, и life:) готов делать необходимые инвестиции для работы нового стандарта в Украине. В то же время мы считаем озвученную стоимость лицензии достаточно высокой, так как международная практика формирования цены предусматривает не только учет объема ресурса и количества потенциальных его пользователей, но и ВВП страны, покупательную способность ее населения. Поэтому с нашей точки зрения стоимость лицензии должна корректироваться показателями ВВП и покупательской способностью. В противном случае она значительно отразится на стоимости конечного продукта — мобильных услугах на основе 3G — и нивелирует их интерес для непосредственного потребителя.

Комментарий руководителя направления по взаимодействию со СМИ департамента по связям с общественностью ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Дмитрия Солодовникова

Группа МТС, 49% акций которой принадлежит инвесторам из Европы и США, является стратегическим инвестором в экономику Украины, и за 22 года работы вложила в инфраструктуру страны более $10 млрд. Мы внимательно изучим постановление Кабинета Министров Украины, когда оно будет опубликовано, на предмет соответствия законам Украины, международному законодательству, а также соответствующим межправительственным соглашениям о поощрении и взаимной защите инвестиций. Эти соглашения исключают меры дискриминационного характера, которые могут препятствовать распоряжению инвестициями, и направлены на создание равных условий для деятельности собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства.

В случае, если наши права будут дискриминированы, мы оставляем за собой возможность защищать свои бизнес-интересы и возможность доступа своих абонентов к современным сетям передачи данных в соответствии с международной правовой практикой.