Почему нардепы не захотели реформировать Аграрный фонд в акционерное общество

Верховная Рада отправила на доработку законопроект о трансформации Аграрного фонда в ПАО. Эффективность создания акционерного общества на базе ведомства вызывает вопросы как у нардепов, так и у экспертов

Верховная Рада Украины отправила на доработку законопроект №2916, который предполагает создание публичного акционерного общества "Аграрный фонд". Законопроект не смог набрать необходимые 226 голосов.

После провала голосования по Аграрному фонду председатель Рады Владимир Рыбак поставил на голосование предложение о возвращении проекта закона в комитет для подготовки к повторному первому чтению, и это предложение было поддержано парламентом.

Инициатором законопроекта является депутат Партии Регионов Олег Царев. В пояснительной записке к документу отмечается, что "создание ПАО "Аграрный фонд" позволит привлекать в случае необходимости средства не только из госбюджета, выполнять функции ценового регулятора на организованном аграрном рынке путем использования ресурсов государственного интервенционного фонда для нивелирования ценового колебания цен на потребительских рынках через механизм их реализации на организованном аграрном рынке, ввести страхование объектов государственного ценового регулятора, что позволит избежать нанесения ущерба государству".

Документ не поддержали депутаты от оппозиции. Главный посыл — в результате принятия документ Аграрный фонд (который на данный момент является государственным специализированным учреждением, которое осуществляет ценовую политику в агропромышленной отрасли) будет передан в частную собственность.

Впервые о планах правительства провести реорганизацию Аграрного фонда стало известно в начале 2013 года. Тогда глава Аграрного фонда Игорь Якубович (сейчас является главой Госпродкорпорации) заявил, что первое время будут параллельно сосуществовать две организации — ПАО "Аграрный фонд" и государственная бюджетная организация Аграрный фонд, которая в будущем будет ликвидирована.

"Основной целью реорганизации Аграрного фонда в публичное акционерное общество является создание финансового оператора на принципах самоокупаемости при сохранении функций госрегулятора на аграрном рынке с будущим расширением сферы деятельности на инвестиционные и лизинговые проекты", — прокомментировали Delo.UA в пресс-службе министерства аграрной политики и продовольствия. В ведомстве уточняют, что одним из направлений работы ПАО "Аграрный фонд" будет долевое участие в инвестиционных проектах как собственным, так и привлеченным капиталом с последующей продажей инвестиционного портфеля отечественному заказчику.

В конце апреля текущего года Кабмин принял проставление (№364) о создании ПАО "Аграрный фонд" с уставным капиталом 5 млрд грн, 100% которого принадлежит государству. Для формирования уставного капитала ПАО "Аграрный фонд" правительство распорядилось провести частное размещение 50 тыс. простых именных акций номинальной стоимостью 100 тыс. грн каждая. Согласно документу, управление корпоративными правами новой организации передано Министерству аграрной политики и продовольствия.

Эксперты аграрного рынка также сомневаются в эффективности ПАО. Главный вопрос — как будут на практике сосуществовать две организации. "Функции ПАО "Аграрный фонд" и бюджетного Аграрного фонда кардинально противоположны. Задача старого АФ — удерживать цены на агропродукцию, новый же АФ заинтересован в том, чтобы цены росли. Как они будут сосуществовать — мне пока не ясно", — говорит Владимир Макар, глава Украинской аграрной ассоциации.

Как заявлял Игорь Якубович, ПАО "Аграрный фонд" будет инвестировать средства в приоритетные проекты в сельском хозяйстве, в том числе в производство железнодорожных вагонов, элеваторные мощности, оросительные системы.

"Это важные направления, но должно ли государство инвестировать в них? На мой взгляд — нет. Инвестиции — это всегда риск, который должны нести профильные инвесторы, а не госбюджет", — уверен Марьян Заблоцкий, аналитик Украинской аграрной ассоциации.

По его словам, регуляторная политика в украинском АПК сводится к выделению разнообразных дотаций вместо совершенствования более прозрачных и эффективных инструментов, как-то, налогового стимулирования, создания благоприятных условий для прихода частного капитала в аграрную инфраструктуру.

Схожая позиция и у Дмитрия Боярчука, исполнительного директора CASE Украина. "Новое ПАО "Аграрный фонд" создает дополнительные возможности для коррупции. Для развития сельского хозяйства и реализации масштабных инвестиционных проектов было бы намного эффективнее создать в государстве понятные и прозрачные правила игры, как для внутренних, так и внешних инвесторов", — считает эксперт.

Как сообщало Delo.UA, Аграрный фонд был создан в 2005 году и выполнял функции государственного регулятора ценовой политики в агропромышленном секторе. Кроме того, Аграрный фонд проводит форвардные закупки зерна урожая 2013 года.