Новый закон "О почтовых услугах": почему участники рынка против

Министерство инфраструктуры Украины хочет усилить контроль над почтовой логистикой. Игроки рынка убеждены: это увеличит стоимость их услуг и создаст условия для нечестной конкуренции

"Этот законопроект полностью изменит рынок. Это новый регулятор, это проверки, налоги и новые штрафы, это невыполнимые требования и государственное регулирование тарифов. Мы считаем, что принятие документы полностью уничтожит отрасль", — заявил Сергей Грачев, глава совета директоров компании "Ин-Тайм" 15 ноября, на круглом столе, который был посвящен законодательству, которое регулирует почтово-логистический рынок.

Топ-менеджер говорил о законопроекте "О внесении изменений в закон "О почтовых услугах". Несмотря на то, что его текст всего полтора месяца висит на сайте Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) и еще не обсуждался в профильных комитетах Верховной Рады, этому документу и было посвящено почти все время работы круглого стола.

Поводов для тревоги у операторов почтово-логистического рынка достаточно

Пульт управления

Законопроект предлагает значительно расширить полномочия госрегулятора для рынка почтовой логистики — Национальной комиссии регулирования связи и информатизации (НКРСИ). В частности, документ наделяет ее правом осуществлять проверки, обеспечивать конкуренцию, контролировать качество предоставляемых услуг, формировать и вести реестр почтово-логистических компаний, давать разрешение операторам на осуществление деятельности и пр.

Также, разработчики законопроекта предлагают изымать всю прибыль компании в пользу государства, если она работает в качестве почтового оператора без регистрации в реестре почтовых операторов.

Кроме этого, НКРСИ будет устанавливать тарифы на универсальные услуги почтовой связи. Такими услугами, является доставка и обработка отправлений весом до 10 кг и отправка заказных отправлений и отправлений с объявленной ценностью и пр.

Планируется, что участники рынка должны будут предоставлять комиссии финансовую отчетность. А новички еще и предоставлять официальную документацию, подтверждающую источники происхождения средств, за счет которых сформирован капитал компании.

Содержать регулятора будут сами участники рынка — на эти цели они будут отчислять 0,2% своего дохода

Еще в документе есть любопытная формулировка, согласно которой работать с самыми ходовыми услугами можно только на "постоянной основе на всей территории Украины с выполнением нормативов размещения отделений". То есть у оператора должны быть не только отделения в городах, но и небольших населенных пунктах. В это пока вписывается только ГП "Укрпочта" — ее сеть насчитывает почти 12 тыс отделений.

Ни один из других крупных игроков не может похвастаться и половиной такого охвата. Например, у компании "Нова пошта" — около 2,2 тыс отделений, у компании "Ин-Тайм" — около 560.

Учредители компании, а также конечные бенефициары и управляющие должны будут подтвердить свою деловую репутацию. В частности, таковыми не могут стать лица, в отношении которых возбуждено уголовное дело.

Разработка такого законопроекта, отмечает в пояснительной записке первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов, обусловлена необходимостью приведения действующего законодательства в сфере почтовой связи Украины в соответствие с положениями Директивы 97/67/ЕС Европейского Парламента и Совета от 15 декабря 1997 года об общих правилах развития внутреннего рынка почтовых услуг.

Новый поворот

Это далеко не первая попытка государства усилить регулирования и ввести дополнительные сборы для участников почтово-логистического рынка. Такие идеи выдвигались, как минимум, дважды только при нынешней власти. Тем не менее, частным компаниям удавалось отстаивать свои интересы и отбиваться от таких инициатив.

Сейчас они тоже намерены приложить максимум усилий, чтобы обсуждаемый законопроект не был принят в текущей редакции.

Что им не нравится? Усиленный контроль со стороны государства.

"Мы получаем законопроект со скрытым лицензированием, ограничением выхода на рынок путем установления административных барьеров и мега-регулятора, которого к тому же содержат сами участники рынка!", — возмущается Инна Хомич, директор юридического департамента компании "Нова пошта".

Она говорит, что упомянутая в пояснительной записке к законопроекту Директива 97/67/ЕС Европарламента от 15 декабря 1997 года не содержит норм о необходимости финансирования национального регулятора за счет участников рынка.

"Практика финансирования операторами почтовой связи своего регулятора широкого применения в мире не имеет. В ЕС это только Бельгия и Хорватия. Только там суть этого сбора совершенно другая: регулятор отчитывается перед участниками рынка о мероприятиях государственного регулирования, о потраченных деньгах и обосновывает эти расходы", — уточняет Хомич.

К тому же данный законопроект создает много возможностей для ручного управления рынком. "Одна из самых коррупционных норм законопроекта — норма об изъятии прибыли в случае работы без регистрации в качестве почтового оператора", — говорит Андрей Ивасив, зампредправления компании "Деливери".

У переживаний есть основания — НКРСИ самостоятельно может решать, кого вносить и исключать из реестра почтовой связи, а кого — нет.

Это создает большое поле для злоупотреблений

Право на монополию

Но самый важный момент законопроекта — расширение монополии "Укрпочты" на все универсальные услуги. "Если законопроект к текущей редакции будет принят, то частному сектору останется только весьма небольшой сегмент почтовых услуг. Это доставка посылок без объявленной ценности, масса которых превышает 10 кг. На сегодняшний день частные игроки не занимаются доставкой таких отправлений, потому как вообще не работают с посылками без объявленной ценности. Фактически нас выталкивают в очень узкую нишу, доля которой в общей объеме рынка почтовых услуг занимает несколько процентов. В этой маленькой нише предлагают работать полуторам сотням компаний, зарегистрированных в секторе экспресс-доставки, тогда как весь остальной рынок достанется государственному монополисту", — убежден Сергей Грачев.

В ГП "Укрпочта" другое отношение к данному законопроекту. "Целью проекта Закона "О почтовой связи" является адаптация законодательства Украины в сфере почтово-логистических услуг к требованиям Директивы ЕС 97/67 / ЕС в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В частности, в части обеспечения качества универсальных почтовых услуг и компенсации уполномоченному почтовому оператору потерь, которые он несет, учитывая выполнение этой, фактически социальной функции в интересах всего общества", — акцентируют в госкомпании.

Считается, что у "Укрпочты" большая социальная нагрузка — предприятие содержит отделения в небольших населенных пунктах, 80% которых, как утверждает замдиректора ГП Александр Перцовский, не окупает свою работу.

Но какие убытки несет "Укрпочта" из-за таких отделений, публично ее представители не говорят

Известно лишь, что в 2015 году стоимость предоставления универсальных почтовых услуг в отдаленных регионах Украины составила около 400 млн гривен (по предварительным данным "Укрпочты").

Государство напрямую не компенсирует предприятию его социальную часть работы — убыточные отделения не дотируются из госбюджета. Однако за "Укрпочтой" закреплено монопольное право на ряд услуг. Например, продажа почтовых марок, доставка коммунальных счетов. Еще предприятие может предоставлять финансовые услуги.

Какой доход приносят "Укрпочте" такие услуги, также, не уточняется. Информацию о структуре доходов предприятия Delo.UA запрашивало в начале сентября этого года — ответа пока не получили.

Без таких цифр очень сложно судить, насколько обоснованы утверждения госкомпании об убытках, которые приносит ему социальная направленность.