Почему скоростные поезда теряют пассажиров

Скоростное железнодорожное движение в Украине переживает тяжелые времена. И если на маршрутах скоростного экспресса Hyundai загрузка составляет 60%, то поезда "Тарпан" и Skoda такой популярностью среди пассажиров похвастаться не могут
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

По данным Украинской железнодорожной скоростной компании (УЖСК), которая занимается эксплуатацией и техническим обслуживанием скоростного подвижного состава, средняя загруженность поездов "Интерсити+" (составы Hyundai, "Тарпан", Skoda) в июле составила 60%. В целом в первом полугодии 2014 года скоростными поездами "Интерсити+" было перевезено 443,72 тыс. пассажиров, что, по словам помощника главы УЖСК Александра Красноштана, соответствует показателям прошлого года.

Однако уже осенью для скоростного движения Украины настанут тяжелые времена. 31 июля Верховная Рада приняла закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины", который, в частности, предусматривает отмену налогообложения по нулевой ставке НДС услуг по перевозке пассажиров скоростными поездами "Интерсити+" (было принято парламентом 5 июля 2012 года). Это повысит стоимость билетов на экспрессы с 14 августа на 20%.

Потеряют ли после этого украинские скоростные поезда пассажиров?

Направления

В настоящее время скоростные поезда "Интерсити+" курсируют по шести направлениям. В частности, поезда Huindai курсируют по маршрутам Киев — Днепропетровск (два поезда утром и вечером), Киев — Запорожье (один поезд), Киев — Харьков (три поезда утром, днем и вечером), Киев (Дарница) — Львов (два поезда утром и вечером), Киев (Дарница) — Трускавец (один поезд). Таким образом, 9 из 10 закупленных УЖСК корейских экспрессов постоянно задействованы на маршрутах. Еще один поезд, по словам Александра Красноштана, постоянно находится в ротации.

Скоростной поезд Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) "Тарпан" курсирует по направлению Киев — Одесса. Уже с 22 августа второй состав Крюковского вагонзавода выйдет на маршрут Киев — Тернополь.

Закупленные перед Евро-2012 за 40 млн евро чешские экспрессы Skoda оказались практически не у дел. Так, из двух составов курсирует только один, да и то не на самом популярном маршруте Харьков — Полтава — Кременчуг — ст. им. Шевченко. Но будущее даже этого маршрута туманно. Все потому, что Skoda — региональный поезд, который по своим характеристикам и уровню комфорта необходимо эксплуатировать на маршрутах протяженностью максимум 250-300 км (время в пути 2-3 часа). "Протяженность же маршрута Харьков — ст. им. Шевченко составляет более 400 км, а значит такие перевозки не соответствуют по уровню комфорта, ведь поезд с вертикально расположенными креслами частично идет в ночное время", — подчеркивает координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава, добавляя, что если говорить о востребованном маршруте для поездов Skoda, это могла бы быть линия Киев — Винница или Львов — Ровно.

В тоже время Александр Кава отмечает, что маршруты для скоростных поездов "Укрзализныця" выбирает по принципу потенциального пассажиропотока и возможной скорости сообщения. "Ведь сейчас новые линии скоростных поездов запускают без модернизации инфраструктуры, и поезда следуют с максимальной разрешенной скоростью. Например, на линии Киев — Одесса — это всего 120 км/ч", — отметил эксперт.

В чем проблемы

В настоящее время самым "нелюбимым" скоростным поездом среди украинских пассажиров является украинский "Тарпан". И хотя УЖСК официально не приводит статистику, по данным Delo.UA средняя загруженность этого поезда составляет около 25-30%. Загруженность скоростных поездов Skoda, по данным УЖСК, в июле составляла 40-69% в зависимости от дня недели. У Hyundai дела обстоят несколько оптимистичней. Средняя загруженность корейских поездов составляет 60%: в харьковском направлении — 75%, во львовском — 40%, в днепропетровском — 60%.

Такие скромные цифры загруженности "Тарпана" в УЖСК объясняют большой конкуренцией с другими видами транспорта, "в связи с чем ведется работа по корректированию графика движения указанного поезда и сокращению времени пути следования". "Введение остановки поезда Киев — Одесса на станции Винница способствует увеличению пассажиропотока", — указывают в УЖСК.

В первую очередь железнодорожный маршрут Киев — Одесса проигрывает конкуренцию автомобильному транспорту. "Время пути у поезда Киев — Одесса больше, нежели у автобуса, а цена выше. Так, автомобильная дорога Киев — Одесса имеет протяженность 480 км, а железная дорога — 655 км. Соответственно, многие предпочитают ехать в Одессу либо на автобусе, либо на автомобиле", — констатирует Александр Кава.

Сравнение цен не в пользу поездов. Так, стоимость билета на скоростной поезд Киев — Одесса составляет в первом классе около 550 грн, во втором — 360 грн (до введения НДС с 14 августа). Тогда как по данным "Автолюкс" билет на автобус от столицы до Одессы стоит от 190 грн (обычный) до 290 грн (VIP).

Но снижать стоимость билетов в УЖСК не спешат. "Ж/д билеты уже и так ниже себестоимости", — сетует Кава. В тоже время какова себестоимость железнодорожных перевозок, в компании говорить отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну.

Эксперты уверяют, что поднятие цен на 20% после введения НДС не отразится на пассажиропотоке скоростных поездов на фоне общего роста цен на товары и услуги в стране. Однако чтобы удержать клиентов, УЖСК будет вынуждена менять график движения экспрессов на более удобный и сокращать их время в пути.