Почему Skype стал менее безопасным для пользователей

Последний месяц в сетевых СМИ отмечался заметный всплеск дискуссий о небезопасности коммуникаций в системе Skype относительно перехвата и прослушки, но сейчас уже можно подвести итог в работе сервиса и его безопасности

Система интернет-телефонии Skype в следующем году отметит свой десятилетний юбилей. На протяжении всех этих лет, как известно, популярность сервиса быстро и стабильно росла, так что ныне услугами Skype на регулярной основе пользуются порядка четверти миллиарда абонентов по всему миру.

Впечатляющую популярность Skype нередко принято объяснять тем, что данный сервис сумел не только предложить удобный, легкий в освоении и фактически бесплатный интернет-телефон для связи между любыми точками планеты, но и еще весьма надежно защищает коммуникации от прослушки третьей стороной.

Тем не менее прослушка телефонных разговоров в быстро набиравшей популярность системе стала серьезной проблемой не только для злоумышленников или шпионов, но и для правоохранительных органов. Соответственно, среди довольных пользователей Skype стало отмечаться все больше и больше деятелей, имеющих конфликты с властями, — от диссидентов и оппозиционеров до мошенников и криминальных структур. А администрации сервиса, в свою очередь, все чаще приходилось сталкиваться с претензиями и недовольством правительств самых разных стран.

Специально для разрешения подобных конфликтов и взаимодействия с правоохранительными органами в компании еще в 2005 году было создано особое подразделение (в тот год изначально европейская фирма была куплена американским сетевым гигантом eBay). Каким именно образом это взаимодействие осуществляется, никто и никогда публично не рассказывал, однако стоит отметить, что заметное раздражение полиции по поводу Skype сохранялось еще многие годы. А в компании, в свою очередь, все так же продолжали озвучивать исходную формулу, согласно которой они в принципе не могут осуществлять прослушку звонков в своей сети из-за ее "пиринговой архитектуры и особенностей техники шифрования".

Кое-что начало заметно меняться после приобретения Skype корпорацией Microsoft в мае 2011 года. Если внимательно прочитать текст "политики приватности", вывешенный на официальном сайте, то несложно понять, что в настоящее время компания уже определенно в состоянии предоставлять властям доступ к коммуникациям пользователей, если на это поступает запрос из компетентных государственных структур.

В частности, в разделе 3 этого документа прописано, что Skype или его партнеры "могут предоставлять персональные данные, содержимое коммуникаций и/или данные о трафике соответствующим судебным, правоохранительным или правительственным органам, которые в законном порядке такую информацию запрашивают". Далее там же сказано, что текстовые сообщения, пересылаемые через Skype, хранятся до 30 дней, "если другие сроки не требуются или допускаются законом" соответствующей страны.

Более того, даже на вполне прямые вопросы IT-журналистов и прочих заинтересованных лиц о том, действительно ли Skype в настоящее время способен обеспечивать перехват данных, PR-отдел компании предпочитает не давать четких ответов. В частности, представитель Skype Хаим Хаас (Chaim Haas) не стал ни подтверждать, ни отрицать этот факт, в предельно уклончивой форме поведав лишь то, что их сервис "сотрудничает с правоохранительными органами в той степени, насколько это возможно юридически и технически".

На этой почве в Интернете и разгорелась весьма оживленная дискуссия про Skype, который нынче стал совсем не тем, что был когда-то. Причем подчеркнутая непрозрачность технологии компании лишь добавляет подозрений, что защита информации в системе ныне претерпела изменения, а потому Skype и темнит о состоянии своих взаимоотношений с правоохранительными структурами.

Нынешняя компания Skype — как подразделение в составе безупречно законопослушной корпорации Microsoft — обязана подчиняться законам США. Общеизвестно, что американский закон CALEA (Communications Assistance for Law Enforcement Act) однозначно требует от всех телефонных сервисов обеспечивать властям законный перехват коммуникаций, если он авторизован ордером ФБР и прочими аналогичными правовыми документами.

Известно и то, что в феврале 2009 года компания Skype заявляла, что она, не будучи телефонной компанией со своими собственными телефонными линиями, не подпадает под действие CALEA и подобных ему законов, регулирующих работу телефонных компаний в США. После подобных смелых заявлений обычно следует ожидать одного из двух последствий. Либо государство привлекает компанию к суду, начиная долгую и нудную судебную тяжбу с заранее известным исходом (еще никто не смог доказать в суде, что может игнорировать власти в деле защиты закона и порядка). Либо конфликт рассасывается "сам собой" к взаимному удовлетворению сторон.

В случае со Skype, как все знают, никаких судебных тяжб на горизонте не обозначилось. Зато через некоторое время о покупке этой компании объявила корпорация Microsoft, а у нее никаких подобных конфликтов с властями США никогда не бывает.

В заключение стоит добавить и то, что об уже встроенных в Skype возможностях перехвата совершенно открытым текстом говорит и один из технических руководителей компании Тиит Паананен, глава инженерного центра в Таллине, Эстония, где трудится основная часть разработчиков фирмы.

Когда Паананена напрямую спросили, как там насчет приватности коммуникаций при использовании Skype, тот сходу стандартно ответил, что их фирма "работает согласно законам различных стран". А далее добавил: "Пока нет судебного ордера на запись разговоров, до тех пор у пользователей Skype все хорошо".