Почему в Украине падает выпуск топлива

В Украине работает всего один нефтеперерабатывающий завод, и тот сокращает объемы производства. Рынок светлых нефтепродуктов все больше отходит импортерам бензина и дизтоплива

Украинская нефтепереработка продолжает работать на спад. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины (Минэнергоугля), за восемь месяцев 2013 года украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сократили переработку сырья на 42,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) — до 1,6 млн тонн. Чем обусловлен спад и сможет ли отрасль переломить производственный негатив?

Один в поле

Отрицательный тренд для сектора — давно уже не внове; отечественная нефтепереработка находится "в минусе" с марта 2012 года. В целом за прошедший год в отрасли сократили производственную активность на 53,3% по сравнению с 2011 годом, переработав 3,9 млн тонн сырья. Из шести существующих в стране крупных НПЗ на данный момент функционирует только один — Кременчугский, входящий в "Укртатнафту", подконтрольную группе "Приват" Игоря Коломойского.

Остальные пять заводов простаивают по различным причинам. Второй по величине — Лисичанский НПЗ (ранее принадлежал российской компании ТНК-ВР, а после ее слияния с "Роснефтью" в декабре 2012 года перешел под контроль последней) остановился в марте прошлого года на ремонт. В течение полутора лет украинские власти продолжают вести переговоры с владельцами завода о его перезапуске, но пока без особых подвижек. Еще три предприятия — Дрогобычский, Надвирнянский (связаны с группой Коломойского) и Херсонский НПЗ Игоря Еремеева — не задействуют мощности из-за несоответствия выпускаемой продукции принятым в Украине стандартам качества нефтепродуктов.

А вот Одесский НПЗ, вошедший минувшим летом в группу ВЕТЭК Сергея Курченко, намеревается начать выпуск продукции уже в конце сентября-2013, после почти 3-хлетнего простоя. Во всяком случае, об этом в прошлый четверг заявляли в пресс-службе компании, комментируя прибытие в Одессу танкера с российской нефтью для завода. На текущей неделе, однако, "ситуация подкорректировалась". Как сообщил источник Delo.UA на Одесском НПЗ, "завод не готов к выпуску первой партии продукции". Источник прогнозирует начало переработки не ранее, чем в конце текущего года.

По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, общая проблема украинских НПЗ, из-за которой они простаивают — не отвечающие требованиям рынка технические возможности. "На современных (зарубежных) НПЗ глубина переработки при получении светлых нефтепродуктов составляет около 90%, в Украине же — 60% максимум. Остальное составляет мазут, который не потребляется в стране в таких объемах. Отсюда и нерентабельность производства", — утверждает эксперт.

Импортный выход

Проектная мощность Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ) — 18,6 млн тонн продукции в год. В 2012 году из 3,09 млн тонн нефти предприятие выпустило бензинов на 927,1 тыс. тонн, дизельного топлива — 992,1 тыс. тонн. По информации Минэнергоугля, с января по август 2013 года производство бензинов на КНПЗ снизилось на 33,7% до 449,6 тыс. тонн, дизтоплива — на 15,6% до 523,1 тыс. тонн, тогда как мазута возросло на 9,8% до 279,6 тыс. тонн в сравнении с АППГ.

В управляющей компании завода — ПАО "Укртатнафта" — объяснить сокращение выпуска светлых нефтепродуктов на подконтрольном КНПЗ затруднились. Эксперты связывают спад с двумя факторами: общим снижением потребления топлива в Украине и уменьшением добычи нефти в стране. ПАО "Укрнафта" (50%+1 акция принадлежат НАК "Нафтогаз", 42% — группе Коломойского), по информации Минэнергоугля, в январе-августе 2013 года снизило добычу нефти на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 1,24 млн тонн.

"Сокращение также обусловлено отсутствием импорта российской нефти в 2013 году, тогда как за аналогичный период на украинские НПЗ было поставлено 724,8 тыс. тонн "черного золота" из РФ", — отмечает Куюн. По его словам, КНПЗ вынужден сейчас работать исключительно на украинской нефти. (Группа "Приват" находится в весьма напряженных отношениях с российскими поставщиками нефти, что связано с корпоративными конфликтами прошлых лет относительно нескольких отраслевых активов в Украине).

По данным Госстата, в июле 2013 года украинский рынок бензина просел на 3,6% в сравнении с АППГ — реализация моторного бензина на автозаправочных станциях (АЗС) сократилась до 303,9 тыс. тонн. В то же время продажи дизельного топлива в июле возросли на 12,4% — до 188,3 тыс. тонн. По экспертным оценкам, продукция Кременчугского НПЗ занимает около 23% рынка отечественного бензина и около 17% рынка дизтоплива. "Завод производит топливо исключительно для нужд АЗС, входящих в группу "Приват", — говорит президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.

Эксперты прогнозируют сохранение существующих темпов работы Кременчугского НПЗ. По их мнению, продолжившееся в нынешнем году сокращение производства не отразится на украинских потребителях нефтепродуктов — за счет увеличения импорта нефтепродуктов. Но вот самой компании Коломойского подобное положение вещей на пользу явно не пойдет. Прошлогоднее падение производства на КНПЗ уже привело к тому, что по итогам 2012 года чистый убыток "Укртатнафты" по МСФО составил порядка 1,2 млрд грн. (около $150 млн). В I квартале 2013 года данный показатель увеличился в два раза по сравнению с январем-мартом 2012 года — до 251,8 млн грн.($31,5 млн). Если подобная тенденция сохранится, то убыток компании в текущем году может превысить 1,5 млрд грн (более $187,5 млн).