Почему важно развивать бренд Украины как IT-кластера

Почему важно развивать бренд Украины как IT-кластера
Организаторы первой совместной конференции IT-бизнеса и медиа Elevate Conference Верослава Новосильная и Даша Заривная — о том, почему важно развивать бренд Украины как IT-кластера
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Понятие IT-кластера остается новым для Украины. Если коротко, это объединение компаний, которое при поддержке органов власти совместно с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами способствует развитию IT-индустрии региона. И таким кластером для CEE может стать наша страна.

IT-инфраструктура Украины: анализ ситуации

IT-инфраструктура в стране пока не развита так, как хотелось бы. Со стороны государства была попытка искусственного создания IT-кластеров в виде технологических парков, но закончилась она неудачно. Сейчас все выглядит так, будто правительству неинтересно развитие бренда Украины в таком ключе. И это несмотря на то, что в стране есть достаточная база для создания развитого IT-кластера: ряд крупных компаний, высокоуровневые специалисты, развитый IT-аутсорсинг.

Благодаря успешным проектам имидж Украины в IT-индустрии растет, считает эдвайзер команды Elevate Conference, руководитель Google Marketing Solutions в Центральной и Восточной Европе Нина Левчук.

"Мне кажется, такие компании как MacPaw, Depositphotos, Readdle, Preply и многие другие, укрепляют имидж нашей страны на международной арене IT-бизнеса. С каждым годом появляется все больше и больше интересных стартапов в разных сферах, которые получают инвестиции от топовых инвесторов и венчурных фондов", — говорит она.

Похожего мнения придерживается основатель Template Monster Давид Браун.

"С точки зрения IT, субъективно считаю, что за последние три года мы сильно выросли в плане имиджа. Украинские разработчики по-прежнему регулярно занимают топовые места по навыкам, несколько украинских аутсорсинговых компаний попали в рейтинг лучших компаний в мире, предоставляющих решения в области IT, крупные по местным меркам инвестиционные сделки — такие как в Grammarly — тоже заставляют участников рынка более пристально присматриваться к Украине", — полагает предприниматель.

Основатель и управляющий партнер GrowthUP Group Денис Довгополый отметил, что усилия активистов по продвижению украинского IT в мире нивелируются новостями о войне, коррупции, действиями силовиков.

В стране регулярно появляются амбициозные проекты, но достигнув первых успехов, они переезжают в Европу или США. Отрицательная тенденция связана с репутацией Украины как страны коррупционной, с неоднозначной правовой системой и правительством, медленно вносящим необходимые изменения в законодательство. Инвесторы предпочитают не рисковать и уводят из страны перспективные стартапы, а вместе с ними — налоги и рабочие места.

Отсюда следующий пункт: талантливые, высокоуровневые специалисты покидают страну, чтобы устроиться в Facebook, Google и другие крупные компании. Теряя специалистов и стартапы, Украина лишается возможности конкурировать с другими государствами в технологической сфере и наносит вред собственной экономике.

Кремниевая долина как бренд

Отличный пример — Кремниевая долина. Ее развитию послужил ряд факторов, но без создания бренда не обошлось. В начале 19-го века в долине работали военные исследовательские лаборатории. Это увеличило приток талантливых специалистов в регион.

Затем Сан-Франциско превратился в один из центров аэрокосмической отрасли США. Так, с помощью государства, наличия специалистов и предпринимательских навыков регион изменился, превратившись в один из мировых технологических центров. Но все начиналось с создания бренда.

Рассказы о том, как группа энтузиастов из Кремниевой долины получает инвестиции и создает миллиардную компанию, стали частью истории этого бренда. Долина строилась на историях успеха Стива Джобса, Илона Маска, Марка Цукерберга и многих других.

Почти у каждого человека, связанного с миром технологий, есть мечта отправиться в Сан-Франциско и создать свою миллиардную компанию. При этом процент успешных стартапов остается незначительным: стоимость аренды в Кремниевой долине высокая, а американское законодательство, при всех своих положительных сторонах, имеет недостатки. Но бренд продолжает привлекать разработчиков, инвесторов и просто мечтателей со всего мира.

Пути развития бренда Украины как IT-кластера

Создание бренда Украины как IT-кластера позитивно повлияет на развитие технологической отрасли государства, поможет сохранить специалистов, амбициозные проекты и привлечь инвестиции.

"Если говорить не об IT-имидже, а в целом об имидже страны, то тут ситуация гораздо хуже. Если в 2014-2015 годах это была "революция", затем "война", то со временем в 2016-2017 уже чаще стало звучать "коррупция", — считает Давид Браун. — С этим действительно сложно бороться. Единственный инструмент, который у нас есть как у индустрии — продуцировать больше позитивных новостей на международном уровне, чем власть умудряется продуцировать негативных новостей".

Для создания IT-бренда страны нужны совместные усилия правительства, IT-компаний и медиа. По мнению Дениса Довгополого, скорость создания нового IT-имиджа Украины зависит от правительства. Если в стране удастся навести порядок, то понадобится 24 месяца, чтобы международное сообщество отметило наличие реформ. Если же все останется по-прежнему — около 10 лет.

От властей требуется быстрая реакция на изменения в технологической сфере, принятие законов и налаживание партнерских взаимоотношений в этом направлении с другими странами. Следует перенимать опыт у стран, сильных технологически и в вопросах инвестирования, и законодательства.

"Об Украине уже знают, как о стране, где есть много высококлассных IT-специалистов. У нас развит рынок аутсорс-компаний. Но Украина также может быть и страной, которая создает свои продукты, которые становятся популярными во всем мире. Такие примеры есть. Только в нашем пространстве работают и развиваются более десятка перспективных IT-стартапов и талантливых разработчиков. Уже сейчас в реальном времени и с помощью нетворкинга, который мы обеспечиваем для них, проекты масштабируются и крепнут, получая внимание и потребителей, и инвесторов. Поэтому создание и продвижение бренда Украины как IT-кластера сразу меняет имидж страны с кучей проблем на страну, где есть море возможностей. Тем более, что самое главное у нас для этого есть — те талантливые люди, которые могут создавать крутой продукт "made in Ukraine"", — резюмирует co-founder Coworking Platforma Катерина Горина.

Украинским IT-компаниям пора понять, что сотрудничество со СМИ может стать сильным инструментом для развития бизнеса. Публикации влияют на то, как люди будут воспринимать компанию. Чтобы строить бренд, нужно работать над коммуникациями, открываться прессе, в том числе международной. И следует помнить, что паблик рилейшнз — это в первую очередь про отношения. А их нужно строить комплексно.