Почему владельцы солнечных станций могут не получить деньги по новым "зеленым" тарифам

НКРЭКУ утвердила повышение "зеленых" тарифов в III квартале 2017 года для владельцев придомовых солнечных электростанций. Но предыдущее повышение во II квартале не могли реализовать три месяца. Удастся ли выполнить решение НКРЭКУ в этот раз?

В Украине приняты новые тарифы для придомовых солнечных станций: курс гривни по отношению к евро во II квартале 2017 года вырос примерно на 1,5% — до 29,24 грн/евро, соответственно и "зеленые" тарифы выросли на 1,5%.

Средний тариф для владельцев солнечных станций теперь в 7 раз больше, чем тариф для населения первого блока(90 коп/кВт•ч) и составляет 6,639 грн/кВт•ч (с НДС). Однако получат ли владельцы станций оплату по новым повышенным тарифам — не известно, ведь все зависит от того, напечатает ли "Урядовый курьер" постановление НКРЭКУ.

Период введения станции в эксплуатацию

Тариф от 30 марта 2017 года, опубликованный в Урядовом курьере 20 июня 2017 года, грн/кВт•ч (без НДС)

Тариф от 30 июня 2017 года, еще не опубликован, грн/кВт•ч (без НДС)

01.04.2013-31.12.2014

10,3288

10,4903

01.01.2015-30.06.2015

9,2897

9,435

01.07.2015-31.12.2015

5,7692

5,8595

01.01.2016-31.12.2016

5,4746

5,5602

01.01.2017-31.12.2019

5,2109

5,2924

01.01.2020-31.12.24

4,6836

4,7569

01.01.2025-31.12.2029

4,1718

4,2371

Данные: НКРЭКУ, действующие тарифы для СЭС (до 30 кВт) при домохозяйствах и утвержденные тарифы на третий квартал 2017 года

Contra spem spero

Надежда, телефон и лаконичность — такими должны быть спутники комиссии, чтобы ее решения вступали в силу. Потому что в 2017 году участники рынков энергетики и коммунальных услуг оказались заложниками неурегулированных отношений комиссии с "Урядовым курьером".

Согласно ст. 14 закона о НКРЭКУ, в "Урядовом курьере" необходимо публиковать все решения регулятора, которые имеют признаки регуляторных актов, а также решения по вопросам тарифов на товары (услуги) природных монополий, тарифы для населения. На публикацию газете дается 15 дней, а решение вступает в силу на следующий день после публикации, если не установлен другой срок.

Когда приняли закон о НКРЭКУ, эксперты отмечали, что оспорить решения регулятора максимально сложно. Даже если в суде обжалуется какое-либо решение комиссии, оно продолжает действовать и остается обязательным для исполнения участниками рынков энергетики и коммунальных услуг.

Но оказалось, что влиять на энергетику и сферу коммунальных услуг можно, избежав процесса обжалований, — просто не публиковать решения комиссии. Так, около 40 решений, которые НКРЭКУ приняла с начала 2017 года, до сих пор не опубликованы: четыре февральских, 3 мартовских, 10 апрельских, 6 майских и 18 июньских.

В целом публикация решений комиссии теперь осуществляется с большой задержкой. Они могут лежать в редакции "Урядового курьера" до пяти месяцев вместо оговоренных 15 дней. Больше всего не везет решениям, за которые некому вступиться. Например, решение о повышении тарифов для солнечных станций при частных домохозяйствах пролежало без публикации 82 дня. Поэтому тарифы, которые комиссия еще 30 марта утвердила для частных солнечных станций до 30 кВт, начали действовать только с 20 июня.

Денег нет, но вы держитесь

Постановления комиссии не печатают в "Урядовом курьере" или печатают с опозданием по простой причине — нет денег на печать. Согласно закону о НКРЭКУ, у комиссии достаточно человеческих и финансовых ресурсов для работы. Согласно украинским реалиям, бюджет комиссии до сих пор не утвержден бюджетным комитетом Верховной Рады. А значит: либо "Урядовый курьер" печатает постановления комиссии за свой счет, либо лицензиаты "сбрасываются" и заказывают печать нужного постановления.

Заместитель главного редактора "Урядового курьера" Леонид Самсоненко рассказывает, что проблема с публикацией постановлений НКРЭКУ началась еще в 2016 году: обязательство публиковать есть, а денег под это в бюджете не предусмотрено. Например, под конец 2016 года "Урядовый курьер" издал все ненапечатанные постановления комиссии за год в двух номерах — по 96 и 72 страницы каждый. Печать обошлась в 471 тыс. грн и потребовала специального разрешения Кабинета министров, иначе трата денег расценивалась бы как нецелевое расходование средств, ведь постановления НКРЭКУ больше не могут бесплатно печататься в газете.

Сейчас, по словам Самсоненко, издание получило 400 тыс. грн убытка из-за бесплатной публикации длинных постановлений НКРЭКУ и повышения минимальной зарплаты.

Глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк сообщил, что реальные потребности (кроме публикации) комиссии были "обрезаны" Министерством финансов при формировании госбюджета на 2017 год: применили "принцип — на уровне 2014 года". Так что у комиссии свободных денег на публикацию нет.

В течение I квартала 2017 году НКРЭКУ и Минфин должны были разработать поправки в бюджет, чтобы компенсировать затраты "Урядового курьера" на печать. Но дополнительное финансирование "Урядового курьера" на 4 млн грн зависло в законопроекте №6600, который предусматривает поправки в бюджет для финансирования обороны, полиции и субсидий.

Если законопроект №6600 или аналогичный ему не примут, в ноябре этого года газета может закрыться. Если примут, то деньги пойдут под графой "Финансовая поддержка "Урядового курьера", что приведет к подорожанию номера.

Как выбирают постановления для печати

Редкие постановления НКРЭКУ все же появляются на страницах "Урядового курьера" и энергетики с коммунальщиками получают ценные указания от комиссии. Как же выбирают: что — печатать, а что — придержать? И нет ли здесь злого умысла?

В 2016 году чиновники спрогнозировали, что НКРЭКУ в 2017 году напечатает в "Урядовом курьере" 12 тыс. страниц (как и в 2016 году). При этом финансирование для комиссии заложено на уровне 2014 года, т. е. платная печать не предусматривается.

Ситуацию усложняет и формат подачи материалов: постановления комиссии изобилуют таблицами, сложными в верстке и занимающими большую площадь. А также, чем толще газетный номер, тем дороже его доставка. По словам Самсоненко, сейчас самое большое неопубликованное постановление НКРЭКУ занимает восемь полос, много неопубликованного по пять полос.

Огромное постановление №226 об утверждении новых форм отчетности для водоканалов (надежность и качество водоснабжения и водоотвода) не публикуется больше трех месяцев. На сайте НКРЭКУ есть текст постановления и его приложений — почти 30 страниц формата А4.

"Как выбирают постановления для публикации: 1) лицензиаты, которым надоело ждать, договариваются о печати за свои деньги; 2) глава и члены комиссии связываются с госсекретарем Кабмина Владимиром Бондаренко и договариваются о печати необходимых постановлений", — рассказывает Леонид Самсоненко.

Но этот способ не на 100% рабочий. Дмитрий Вовк отмечает, что "некоторые приоритеты удовлетворяются, другие — совсем нет". По его словам, секретариат Кабмина ссылается на деньги (вернее — их отсутствие), но обещал внести изменения в госбюджет, чтобы обеспечить ритмичность оплаты.

В распоряжении Delo.UA есть перечень писем, которые комиссия в 2016-2017 годах направила премьер-министру, в Администрацию президента, секретариат Кабмина, Минфин, топливно-энергетический комитет Верховной Рады, вице-премьер-министру, организациям, даже международным донорам Украины — в представительство USAID, Мирового Банка, ЕБРР, Евросоюза и секретариат Энергосообщества.

"Самый высокий уровень — поручение премьер-министра, не было выполнено", — сетует Вовк и напоминает, что комиссия еще при разработке закона о НКРЭКУ обращала внимание, что неурегулированный вопрос с печатью в "Урядовом курьере" может быть искусственным барьером для внедрения решений.

Похоже, для независимого регулятора все же нашелся ограничитель — украинская бюрократия. Решают проблему деньги: пока за публикацию платит либо государство, либо лицензиаты.