Что делать, если ваше лицо украли для рекламы

Соцсеть Facebook "взорвал" пост Олега Добровольского, который обвинил компанию "МТС Украина" (ТМ Vodafone) в краже его лица и использовании в рекламе без его согласия. Мобильный оператор утверждает, что в рекламе снимался актер, а у компании есть документы, дающие право использовать изображение в рекламе. И хотя мотивы Олега непонятны, Delo.UA решило рассмотреть данную ситуацию как кейс и выяснить, что делать в случае если ваше лицо "украли" для рекламы и можно ли рассчитывать на компенсацию

В соответствии с законодательством Украины фотография, на которой изображен человек (модель), может быть опубликована только по согласию этого человека. "Вместе с этим важно знать, что фотография, для которой человек позировал за плату, может распространяться автором (фотографом) без дополнительного разрешения", — подчеркивает юрист Redcliffe Partners Анатолий Долуденко.

Если авторские права на фотографию нарушены, можно либо обратиться с претензией непосредственно к нарушителю, либо же защищать права в судебном порядке. Кроме требования прекратить использование изображения, отмечает патентный поверенный Мария Ортинская, владелец прав может потребовать наложение штрафа на нарушителя, получить возмещение морального ущерба, если нанесение такового будет им доказано, а также потребовать возмещение убытков или упущенной выгоды за такое использование.

"Помимо возмещения убытков или упущенной выгоды возможна и выплата компенсации, размер которой статьей 52 ЗУ "Об авторском праве и смежных правах" устанавливается от 10 до 50000 минимальных заработных плат", — указывает Мария Ортинская.

Однако партнер юридической фирмы "Астерс" Юлия Семений предупреждает, что хотя требование о выплате денежной компенсации выглядит логичным, необходимо считаться с формальными требованиями законодательства к доказыванию факта нанесения и размера ущерба. "Более перспективным в данном случае выглядит требование о возмещении неимущественного (морального) вреда. Хотя следует признать, что присуждаемые судом суммы ущерба зачастую существенно меньше, чем изначально заявленные в исковых требованиях", — рассказывает она.

По словам Анатолия Долуденко, подобные дела суды Украины рассматривают не так часто, однако несколько примеров все же есть. "Так, в 2004 году известная сеть ресторанов быстрого питания была привлечена к ответственности за неправомерное использование изображения несовершеннолетнего ребенка в рекламных буклетах. Моральный ущерб был определен в размере 10 тыс. грн", — рассказывает юрист Redcliffe Partners.

Важный нюанс: украинские суды не считают приобретение фотографий с изображением человека в фотобанках достаточным основанием использования таких фотографий без предоставления разрешения модели. Так, в 2013 году Государственная инспекция Украины по защите прав потребителей оштрафовала розничную сеть за использование фотографий с изображением людей. Фотографии были приобретены в фотобанке. Суды поддержали позицию Инспекции и отказались принять во внимание доводы о том, что фотографии были получены законным образом.