Продажи "АвтоВАЗа" в январе рухнули на 21%

Продолжающееся падение российского авторынка сильнее всего ударило по "АвтоВАЗу", продажи которого в январе обрушились на 21% до 23,6 тыс. автомобилей, а рыночная доля завода, которая еще в 2010 году доходила до 27%, упала до 15%
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала итоги январских продаж легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России. По сравнению с январем 2013 года продажи новых машин сократились на 6% до 152,6 тыс. единиц.

Продажи автомобилей в России падали с марта 2013 года, рост 4% рынок показал лишь в декабре, а по итогам года продажи снизились на 5,5% до 2,7 млн машин. В январе этого года лидером рынка традиционно оказался "АвтоВАЗ", но его продажи упали на 21% до 23,6 тыс. автомобилей. Среди иномарок лучше продавались автомобили Renault — 12,9 тыс. машин (снижение на 12%) и Kia — 11,2 тыс. автомобилей (рост на 1%). Произошло и падение продаж LCV: у группы ГАЗ они сократились на 21% до 3,2 тыс. машин, UAZ — на 24% до 2,2 тыс. машин.

Автопроизводители считают январское падение "во многом прогнозируемым". В АЕБ отмечают, что "продажи в январе ниже, чем надеялись многие". В Renault связывают общее снижение продаж с завершением программы льготного автокредитования и с тем, что на январь приходится сезон отпусков. В группе ГАЗ ссылаются на "общую ситуацию в экономике, низкий уровень инвестожиданий бизнеса, падение платежеспособного спроса".

На фоне общего падения рынка "АвтоВАЗ" показал худшие результаты продаж за последние четыре года. Меньше машин завод реализовал только в январе 2010 года. Тогда на складах предприятия скопился большой запас нереализованных автомобилей, ситуацию спасла только госпрограмма утилизации, стартовавшая в марте 2010 года. По словам источников, в этом году "на "АвтоВАЗе" все предвидели сильное падение в январе".

"Это традиционно слабый месяц, а на фоне общей стагнации рынка было понятно, что продажи бюджетных моделей провалятся в яму",– говорит один из источников.

В итоге "АвтоВАЗ" впервые за долгое время даже не публиковал свою статистику продаж за январь. В "Ростехе" (один из ключевых акционеров "АвтоВАЗа" наряду с Renault-Nissan) ссылаются на "ряд преобразований" на заводе: обновление модельного ряда, модернизацию конвейеров, что, "безусловно, влияет на производственные показатели и на объемы продаж".

В январе упали продажи почти всего модельного ряда завода. Помимо относительно "старых" моделей Lada Kalina и Priora (падение на 29% и 10% соответственно), рухнули продажи и новой Granta. Они начали снижаться еще в октябре 2013 года — на 2-5%, но в январе упали сразу на 22% до 8,2 тыс. машин. Рост на 32% показал лишь новый Largus (продается с лета 2012 года), но в январе продано лишь 3,8 тыс. этих машин. Существенно снизилась и доля завода на рынке: по итогам января "АвтоВАЗ" занял 15,5% (совокупно с Renault-Nissan 31,5%). Ниже доля "АвтоВАЗа" была лишь в прошлом декабре (14,7%). Для сравнения, доля Volkswagen Group в январе составила 10,5%, а GM — 9%.

Гендиректор ульяновского "Симбирск-Лада" Валерий Шурыгин считает, что падение продаж "АвтоВАЗа" связано и с ценовой политикой. По его словам, производитель ставит высокую цену, а потом привлекает покупателя скидками. Но покупатель, не дождавшись дисконта, покупает другой автомобиль.