22 августа, 16:08
Татьяна Титаренко

Управляющий партнер LeGran.TT Татьяна Титаренко рассказала о безосновательном проведении Госэкоинспекцией экологического и радиологического контроля судов в украинских морпортах, и какими убытками это оборачивается для судовладельцев и терминалов

Радиологический контроль груза — еще один вызов для грузовладельца

Последние несколько месяцев Государственная экологическая инспекция Северо-Западного региона Черного моря (Госэкоинспекция) сообщает о якобы вероятных и массовых загрязнениях судами акватории морских портов, активно "навещает" суда в морских портах Украины, массово проводит экологический и радиологический контроль.

Напомню, радиологический контроль, согласно украинскому законодательству, осуществляется Госэкоиспекцией в течение 30 минут.

3 апреля 2015 года вступил в силу приказ Минприроды № 82, согласно которому система экологического контроля судов в украинских портах адаптирована под международные нормы, в частности, был отменен неоправданный и коррупционный контроль воды изолированного балласта. Однако в законодательстве осталась "брешь" для предприимчивых инспекторов экоинспекции — согласно документу, экологи имеют право брать пробы изолированного балласта в случае, если с судна сбрасываются видимые плавучие частицы, или возникают видимые следы нефти, нефтесодержащих или иных загрязняющих веществ в районе сброса. После нескольких лет затишья инспекторы Госэкоинспекции вновь активизировались, ссылаясь на эту норму.

Так, с начала года в акватории морского порта "Южный" было осуществлено 555 судозаходов. За это время Госэкоинспекция проверила 33 судна (что составляет 6% от общего количества). По каждому случаю фактов загрязнения акватории морского порта "Южный" не обнаружено. В Одесском МТП ситуация еще хуже: каждое второе судно, заходящее в порт, подпадает под экологический или радиологический контроль.

Безосновательная задержка Госэкоинспекцией судов без предъявления морских требований грузовладельцу/судовладельцу влечет непроизводственный простой судна и как следствие — убытки.

Например, в Одесском порту одно из судов простояло у причала и на рейде 6 суток, что привело к убыткам в размере более $100 тыс., нанесенных судовладельцу (фрахтователю).

Экологи, в свою очередь, при осуществлении контроля груза утверждают, что якобы субъектом хозяйствования не были соблюдены нормы природоохранного законодательства. При этом Госэкоинспекция неправильно толкует нормы закона и отождествляет нарушение природоохранного законодательства (загрязнение акватории, нарушение технологии погрузки и прочее) с нарушением норм радиологической безопасности груза.

Только в январе-феврале в морском порту "Южный" Госэкоинспекцией было задержано 7 судов, загруженных аммиаком, на основании того, что у них отсутствовала согласованная с Госэкоинспекцией Рабочая технологическая карта (документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего технологический процесс или техническое обслуживание объекта — ред.).

Судебная практика

О незаконности действий экологов свидетельствует и судебная практика. Так, в январе по заявке фрахтователя одним из крупных операторов терминала была осуществлена погрузка кукурузы на судно. При этом погрузка закончилась задолго до истечения сталийного времени (срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки или выгрузки груза — ред.), согласно контракту. После выдачи коносамента (документ, который удостоверяет право собственности на отгруженный товар) клиент должен был сопроводить таможенное оформление груза для выхода судна из порта. С этой целью терминал обратился к Госэкоинспекции для проведения радиологического контроля. Как уже ранее было сказано, инспекторы должны провести радиологический контроль в течение 30 минут и по его результатам проставить на коносаменте один из двух штампов:

"Радиологический контроль — ввоз/вывоз РАЗРЕШЕНО"

 или

"Радиологический контроль — ввоз/вывоз ЗАПРЕЩЕНО".

Однако Госэкоинспекция, ссылаясь на якобы отсутствие согласованной рабочей технологической карты (РТК), в течение 7 дней не проставляла ни один из штампов. К слову, в законодательстве не прописано никакое согласование РТК с инспекцией.

Такая необоснованная бездеятельность Госэкоинспекции привела к демереджу и убыткам для терминала. Естественно, судовладелец подал в суд. Так вот: Одесский окружной административный суд (от 14.05.2018 по делу № 815/658/18) признал противоправной бездеятельность Госэкоинспекции относительно не проведения радиологического контроля судна, что привело к его необоснованной задержке. В судебном решении суд установил, что радиологический контроль должен быть осуществлен на протяжении 30 минут и законом не установлено оснований, которые давали бы право Госэкоинспекции увеличивать срок для проведения радиологического контроля. Также суд установил, что наличие или отсутствие РТК никаким образом не влияет на радиологический контроль судна или груза. Суд подчеркнул, что ничего не препятствовало Госэкоинспекции своевременно провести контроль.

И таких примеров судебных процессов в связи с неправомерными действиями Госэкоинспекции немало. Так, например, в аналогичном деле (от24.07.2018 по делу № 815/2415/18) Госэкоинспекция не проставляла штамп на протяжении 33 дней.

Из всего сказанного можно сделать простой вывод о противоправности действий инспекторов Госэкоинспекции, которые приводят к простою судов, занятию причалов порта, нанесению ущерба субъектам хозяйствования, необоснованным расходам администрации морских портов и другим негативным последствиям не только материального характера.

Что делать?

Для урегулирования вопроса с незаконным бездействием экологов по проведению радиологического контроля необходимо следующее.

Первое — разработать совместно с представителями бизнеса порядок (инструкцию) проведения радиологического контроля, который бы четко описывал, как должен проводиться радиологический контроль, поскольку в настоящее время такого документа не существует.

Второе — во избежание неправильного толкования норм законодательства, внести изменения в п. 7 Приказа № 1167/886/824/643/655/424/858/900 от 28.11.2015. Согласно этому пункту, на который так часто и безосновательно ссылается Госэкоинспекция, временные нормативы могут не соблюдаться, при наличии достаточных оснований считать, что лица, товары и транспортные средства перемещаются через государственную границу Украины с нарушением норм законодательства Украины о государственной границе Украины, таможенных правил, других норм законодательства или угрожают безопасности авиации, а также в случае задержания этих лиц, товаров и транспортных средств вследствие выявленных нарушений. Стоит выделить отдельной нормой, что "временные нормативы могут не соблюдаться в случае, если товары перемещаются через государственную границу Украины с нарушением норм законодательства Украины о государственной границе Украины, таможенных правил, государственных стандартов, норм и правил радиологической безопасности.

 Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
раздел:
теги:

По теме:

Что стоит за смягчением экологического контроля в портах
Транспорт 13 ноября 2013 в 11:00

Что стоит за смягчением экологического контроля в портах

Руководство Мининфраструктуры презентовало коррективы режима природоохранного контроля в морпортах, которые призваны смягчить правила экологической проверки судов. Моряки к проектируемым новшествам относятся скептически

В "Трансшипе" оценили свои потери от незаконных проверок экоинспекцией судов в портах
Транспорт 21 августа, 16:08

В "Трансшипе" оценили свои потери от незаконных проверок экоинспекцией судов в портах

Директор "Трансшип-сервис" Иван Ниякий заявил, что за последние 8 лет в борьбе с незаконными проверками экологической инспекцией судов в портах Украины компания потеряла $3 млн