Успешным стартап делают финансовая составляющая и влияние на историю — Рик Расмуссен

Рик Расмуссен и Кирилл Мазур
Рик Расмуссен и Кирилл Мазур
Рик Расмуссен, профессор Беркли и глава центра предпринимательства Sutardja, приехавший на Киевский международный экономический форум, и глава экосистем UNIT.City Кирилл Мазур в интервью delo.ua рассказали о секретах успешных стартапов

Как вы считаете, что делает стартапы успешными?

Рик Расмуссен: Тут ответ очевиден — это способность стать прибыльными или возможность для всех участников зарабатывать деньги (касается учредителей, инвесторов, сотрудников и всех, кто связан с компанией). Речь идет не о классической заработной плате, а об оплате, которая увеличивает стоимость компании. Обычно у стартапов есть акции для всех участников.

Следующий шаг — это когда стартап может поделиться опытом. И еще немаловажно иметь общую идею, желание изменить мир, повлиять на историю.

Поэтому успешным стартап делают финансовая составляющая и влияние на историю.

Кирилл Мазур: По определению стартап — это организация, находящаяся в поиске своей бизнес-модели. Потому стартап становится успешным, когда превращается в растущий бизнес, активно зарабатывающий доход для основателей и инвесторов.

Расскажите о 5 вещах, которые помогут построить идеальную команду стартапа?

РР: Я думаю, что важно иметь разноплановую команду. Есть 5 способов, как этого достичь. Один из них — это бэкграунд людей: откуда они, какие у них навыки, какой путь они прошли.

Знаете, есть такое понятие "The 3 H"? В команде стартапа должны быть хипстер, хакер и хастлер (hustler — человек, работающий в сфере продаж). Это один из типов команды, где выдержан принцип разнообразия. Также разнообразие может быть по возрасту и полу, амбициям. Таким образом, когда вы формируете команду, вы учитываете несколько компонентов. Так, если бы вы строили машину. Есть люди — педаль газа, тормоза или сцепления.

А как насчет национального разнообразия?

РР: Определенно, да. Я думаю, что это имеет отношение к бэкграунду человека, его пути роста. Естественно, у вас может быть команда, состоящая только из американцев или только из украинцев. Это, возможно, и хорошо, но лучше, если бы у вас в команде работали представители разных национальностей.

Рик Расмуссен, профессор Беркли и глава центра предпринимательства Sutardja

Где стартапы могут найти инвестора? И в каком случае он им нужен?

КМ: Самый удачный способ искать инвестиции — найти сделки с похожими компаниями в вашей сфере. Можно попытаться выйти на инвесторов, которые уже вкладывали средства в эту сферу или похожие технологии. Так больше шансов, что инвестор будет в курсе трендов в сфере и быстрее включится в процесс переговоров. Еще лучше — пообщаться с основателем компании, которая уже привлекала инвестиции, и попробовать через него (основателя) быть представленным инвесторам.

РР: Начну с ответа на второй вопрос. Инвестор стартапу не нужен, если он может самостоятельно стать прибыльным или может прокормить себя самостоятельно. Возможно, он запустил кампанию на Kickstarter или Indiegogo, или сразу вышел на рентабельность — есть много компаний, которые становятся прибыльными почти с первого дня запуска. Стартапу лучше обойтись без инвестора. Инвесторы обычно меняют динамику того, что стартап пытается реализовать, у инвесторов другой пул приоритетов, который они хотят, чтобы стартап выполнил, и не всегда это совпадает с видением учредителей.

Если стартап хочет расти быстрее или находится в отрасли, которая требует финансирования, или хочет потратить больше денег на развитие маркетинга и продаж, то тогда ему понадобится инвестор. И стартап обязательно найдет его. Или сам инвестор найдет стартап. Честно говоря, лучший способ найти инвестора — это познакомиться лично. Если вы знаете кого-то, кто знает инвестора, попросите вас представить или направить к потенциальному инвестору. Участвовать в конференциях, писать "холодные письма" — это, конечно, интересно, но не самый эффективный способ поиска инвестора. Лучше всего работает "теплое представление".

Как стартапу наилучшим образом регулировать отношения с инвесторами?

РР: Опять-таки у инвестора и стартапа могут быть разные взгляды. Поэтому, когда стартап выбирает инвестора, то важно найти того, у кого такое же видение компании, как у учредителей стартапа. Это залог взаимовыгодных отношений. Если же просто брать деньги у того, у кого другое видение и другие цели, то проблемы начнутся сразу. Есть множество историй о сложных отношениях между стартапами и инвесторами, поэтому сделайте все сразу правильно и опросите инвестора. Если у вас хороший стартап, то, скорее всего, у вас будет несколько инвесторов, которые будут заинтересованы в сотрудничестве. Выберите правильного. С этого момента становится важным вопрос доверия. Вы не рассказываете инвестору все, но вы рассказываете ему больше всех. Вы предупреждаете об опасностях, чтобы у инвестора не было лишних удивлений. Кроме того, если вы расскажете инвестору о проблемах, то, скорее всего, хороший инвестор поможет в их решении.

А плохой?

РР: А плохие будут кричать на вас (смеется) и сделают вашу жизнь невыносимой.

Как понять, что у маленькой идеи есть большой потенциал?

КМ: Самый легкий и удачный способ проверить идею — попробовать кому-то продать ее в виде продукта. В процессе вы поймете, нужно ли это кому-то, и в каком виде это должно продаваться. Самые лучшие идеи для бизнеса — те, за которые люди готовы платить не глядя.

Глава экосистем UNIT.City Кирилл Мазур

В каких областях вы видите наибольший потенциал для развития стартапов в ближайшие годы?

РР: Если бы я знал, то я бы не разговаривал сейчас с вами, а отдыхал на своем собственном острове. Все меняется со временем. Очевидно, сейчас это искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные, блокчейн и все, что связано с этим. Трудно предсказать, что будет дальше. Многие говорят о 4-й революции: смесь технологий, биологии, психологии. Это может спровоцировать появление интересных вещей. Также говорят о развитии движения сингулярности. Я думаю, что в ближайшие 10 лет появятся очень интересные вещи, которые появятся в результате смешения разных отраслей.

Каким вы видите будущее стартапов через 10 лет?

РР: Я не думаю, что что-то сильно изменится. Если посмотреть на прошедшие десять лет, сильно ли изменились стартапы? На самом деле нет. Их стало больше в разных уголках мира. Я думаю, что реальный вид и то, как они работают, останется прежним. Возможно, в глобальном масштабе появится больше фондов для стартапов, фильтров понимания, будет ли стартап успешным или нет. Я не думаю, что многое изменится через 10 лет.

Как украинский стартап может выйти на американский рынок?

РР: Не называйте себя украинским стартапом, называйте глобальным. Действуйте и мыслите глобально. Мы не называем себя американскими стартапами.

У вас может быть виртуальный адрес, либо вообще его не быть. Вы можете объединить брендинг и выглядеть как глобальный бренд — привлекательным для мировой аудитории. Если вы сразу будете думать так, то будет гораздо легче. Чтобы выйти на американский рынок, вам нужно понять, какие проблемы вы можете решить, чьи проблемы вы решаете, почему в вас будут нуждаться, какое у вас есть решение, и как его продвигать. Рынок США очень лоялен к международным компаниям. Нам все равно, откуда вы, и какой у вас акцент. Мы заботимся о меритократии и о том, чтобы вы решали наши проблемы. Если вы это сделаете — все будет круто. Нет никаких барьеров, регулирования или бюрократии. Заходите ребята, мы любим вас.

Говоря об инвесторах — если вы инвестор, и вы хотите инвестировать в локальную команду, то вы хотите иметь возможность прийти в компанию и кричать на учредителей, контролировать свои деньги. Если я дам вам 5 млн долларов, то хочу знать, что происходит с моими деньгами, и как мы собираемся их вместе зарабатывать. Речь идет не о получении американских денег, а о получении инвестиций. Это другой разговор. Если вы хотите инвестиции из Лондона, то вы должны переехать в Лондон. Это не касается США, но это обычное инвестиционное поведение.

Если бы вы могли изменить одну вещь в экосистеме европейских стартапов, чтобы это было?

КМ: Инновации должны проще и легче проникать в корпорации и все компании, независимо от их размера. Большие компании должны быть открыты к инновациям и легче внедрять нечто новое. Так у стартапов откроются возможности для роста доходов, а корпорации смогут чаще совершать прорывы в своих сферах.