Стране нужна стратегия

Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций: «Многие считают, что проект бюджета социальный. Однако на самом деле он замораживает рост многих соцпрограмм»
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Проект бюджета-2006 вряд ли можно называть бюджетом проедания или популистским. Как и предыдущие бюджеты, он, в принципе, отвечает нормам Бюджетного кодекса и бюджетной резолюции. Но все же, конечно, в нем есть существенные недоработки. Доходная часть бюджета увеличена на 15,4%. Макропоказатели, заложенные в основу 2006 года, предусматривают более чем оптимистическое развитие экономики. Завышенная оценка доходной части консолидированного бюджета и серьезные риски относительно роста дефицита Пенсионного фонда в 2006 году создают угрозу государственного долга. Дефицит бюджета будет составлять около 2,6% ВВП. Единственным стабильным источником финансирования такого разрыва между доходами и расходами будут заимствования. Таким образом, в 2006 году есть существенный риск роста госдолга до 22-23% ВВП.

Есть также серьезные замечания и по статьям наполнения доходной части. В проект закона так и не вписали суммы просроченной задолженности по возмещению НДС, которая составляет 3,7 млрд. грн. Однако в пояснительной записке о возмещении просроченных денег нет ни слова.  

Излучают оптимизм и прогнозы по акцизному сбору. Взыскать столько, сколько было сделано в текущем году, невозможно. Рекорд таких поступлений в 2005 году был вызван ростом ставок на отдельные подакцизные товары (сигареты, алкогольные напитки), введением минимального налогового обязательства (на некоторые виды бензина и дизтоплива), а также ликвидацией льгот по выплате акцизных сборов в свободных экономических зонах. Теперь таких изменений не предусмотрено. Поэтому и доходов прошлого года мы вряд ли достигнем. 

Отказ от кардинальных корректировок налогов является позитивным шагом правительства. Ведь бизнесу дана возможность планирования. Среди плюсов также можно выделить уменьшение вдвое – до 0,75% - ставки пенсионного сбора при приобретении безналичной иностранной валюты. Также весьма полезной для предпринимателей будет снижение на 2% отчислений из Фонда оплаты труда. 

Многие считают, что проект бюджета социальный. Однако на самом деле он замораживает рост многих соцпрограмм. Это касается малообеспеченных семей, пожилых, не имеющих права не пенсию, инвалидов. Выплаты для них практически не вырастут. Ввиду роста инфляции их доходы будут сокращаться.

Снижаются объемы единоразовой помощи при рождении ребенка. В новом бюджете она сокращена на 10% в сравнении с суммой, предусмотренной законодательством. Помощь по присмотру за ребенком до 3-х лет также стала меньше. Вместо запланированных в законе 250 грн. в проекте предлагается выделять 160 грн., или 32% от прожиточного минимума.

На мой взгляд, основные проблемы ежегодных бюджетных эпопей кроются в отсутствии бюджетной стратегии. Это дает повод партиям и фракциям в конце года раздувать популистские лозунги и требовать роста выплат на ту или иную отрасль, область или категорию населения. Бюджетная стратегия на ближайшие годы дала б возможность бизнесу прогнозировать свою работу. А депутаты могли бы в кратчайший срок принимать уравновешенный бюджет.