Главное – правильно вставить

В таких бытовых приборах, как фотоаппарат или будильник, есть гнездо для аккумуляторов. Чтобы прибор работал, нужно правильно вставить элементы питания – плюс к минусу. Если вставить батарейки неправильно – плюс к плюсу, - аппарат работать не будет.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

 Хотя, насколько я знаю, Юрий Ехануров и Евгений Григоренко (сейчас возглавляет Украинскую ассоциацию инвестиционного бизнеса, а до этого работал вместе с Ехануровым в Фонде госимущества и в Администрации президента) гораздо раньше инициировали введение такого института, который был бы понятен тем же европейским чиновникам.

Тогда, в мае 2001 года, после ухода Ющенко и назначения Анатолия Кинаха на должность главы правительства, Кабинет Министров был сформирован по партийному признаку исходя из квот пропрезидентских фракций, объединенных в некое парламентское большинство. То есть идея была та же, что и сейчас – министры становятся политиками, госсекретари – профессиональными бюрократами. Тогда, несмотря на назначение госсекретарей и наличие всех внешних атрибутов, идея провалилась. Сейчас, критикуя ее, кивают на тот неудачный опыт. Причем критиковать в этих условиях очень легко – потому что условия того периода и нынешнего очень схожи.

Но есть две большие разницы. Во-первых, в 2001 году в Украине только говорили о необходимости политической реформы, и действовала старая Конституция. Тогда как с 1 января 2006 года политическая реформа становится реальностью. Если говорить о том, как это коснется министров, то их первой заботой будет удовлетворение тех фракций, которые за них голосовали. Для наглядности и убедительности приведу простой пример, который хотя и носит чисто профессиональный характер, но все же достаточно показателен. У наших европейских коллег-журналистов нет никаких проблем с информационной открытостью министров. Наоборот, министры используют малейший повод, чтобы через СМИ продемонстрировать парламенту эффективность своей работы и пролоббировать те или иные решения. Потому что их пребывание на посту зависит не от одного человека – президента - и даже не от группы людей, его окружающих, а от парламента. Институт госсекретарей – профессиональных бюрократов - в этих условиях будет крайне полезен.

И второе немаловажное отличие нынешней ситуации – в 2001 году президентству Леонида Кучмы шел седьмой год. За это время он, худо-бедно, но наработал свой кадровый резерв. Виктору Ющенко за год не удалось ни на йоту улучшить свою кадровую политику. Здесь проблемы не только в его подходах, но и в отсутствии профессиональных кадров, которым он может доверять. Введение института госсекретарей позволит вывести из тени профессиональных бюрократов, которые тянут воз административной работы и которым не нужно объяснять министерские азы.

Это только два весомых аргумента в пользу введения института госсекретарей. Хотя в целом ситуация с министром и госсекретарем та же, что и с аккумуляторами – главное правильно вставить. Если их функции будут разведены – один будет работать на плюс (заниматься внутриминистерской кухней), а другой – на минус (через поддерживающие его политические силы, лоббировать в парламенте необходимые решения), то аппарат заработает.