Citibank зарабатывает на экономности немцев

Главе немецкой дочки Citibank Сью Гарнетт нравится немецкий рынок, и она не хочет уходить.

– Передел захлестнул банковский сектор Германии. Как долго вы, лидер мирового рынка, будете оставаться в стороне?

– Вопрос, а стоит ли… Да, теоретически это ведет к снижению издержек, но ведь нужно же сначала гармонично объединить две единицы в одну, а это колоссальная работа.

Звучит так, как будто вы не собираетесь никого покупать?

– Да нет. На многих рынках Citigroup выросла как раз благодаря поглощениям. Но наш важнейший приоритет сейчас – это повышение сервиса и органичный рост. Тем не менее, мы постоянно в поисках.

В том числе в Германии?

– Как раз здесь мы присматриваемся. Германия как-никак третий по величине потребительский рынок в мире! И мы будем бороться за место на нем. Главная наша проблема – это высокоэффективная организация. И если мы купим кого-нибудь менее эффективного, это отрицательно скажется на нашей рентабельности. Поэтому мы не можем себе позволить легкомысленный подход.

Кто сейчас у вас на примете?

– Это должно быть что-то в сфере кредитования. Например, региональный банк. Вообще, возможностей полно.

Вы могли бы заинтересоваться Шпаркассой?

– Смотря какой. Сейчас мы рассматриваем некоторые варианты, но сначала нужны изменения в правовом поле, регулирующем деятельность этого класса банков.

На чем вы сконцентрируете внимание в ближайшие годы?

– У нас хорошо налажено кредитование, будем развивать его дальше. При этом мы хотим оставаться в глазах клиентов честным и надежным партнером. Колоссальный рост ожидается в карточном бизнесе и управлении активами. Здесь мы растем на 30%. Сейчас мы тестируем новую услугу с использованием карты Citigold. До конца года возьмем на работу 400-500 новых сотрудников, большинство из которых управленцы активами.

Вы будете продолжать увеличивать штат и в 2006-ом?

– Да. Приблизительно темпами нынешнего года: 300-500 человек, из которых 200 начинающих. Это нехарактерно для отрасли.

Означает ли это открытие новых филиалов?

– На сегодня в 200 городах Германии у нас 315 точек продаж. К этому прибавится еще штук 15. Тогда мы будем везде, где должны быть.

Ну, чтобы их окупить, вам нужны новые клиенты. Сколько вы завоевали в этом году?

– Больше чем в прошлом – приблизительно 300 тысяч.

Опишите вашего типичного клиента.

– Зависит от продукта. Если сильно обобщить, то получится мужчина 40-45 лет среднего достатка на приличной машине, хороший семьянин.

Раньше вы и ваши клиентов были победнее. Они что, с вами разбогатели?

– Наши новые клиенты совсем другого профиля, чем в прошлом. Специальные предложения, как, например, счет Citibest с гарантированной ставкой в 2,75%, притягивают клиентов. Потом мы их впечатляем высоким сервисом. В случае необходимости наши консультанты навещают клиентов дома и в офисе. Мы вкладываем колоссальные суммы в развитие новых продуктов с применением Internet и Mobile-Banking.

Не считаете ли вы все эти технические штучки баловством?

– Ни в коем случае. Клиент, приходящий в банк, должен беседовать с менеджером на серьезные темы. Все прочие рутинные дела он должен решать из дома, офиса или по дороге. Мобильный сервис играет здесь ключевую роль.

Ваш банк известен бюджетной дисциплиной: вы тратите только 40 центов, чтобы заработать доллар. Это меньше, чем большинство других банков. Можно ли снизить этот показатель еще больше?

– Да, представьте себе, это возможно. У нас есть резервы еще больше сократить издержки.

До какой степени? Где ваша цель?

– Учитывая огромные инвестиции в маркетинг и новые технологии, модернизацию филиалов и банкоматов, было бы успехом удержаться на существующей отметке.

Вот вы ставите на карточный бизнес. Уже у каждого немца есть кредитная карта?

– Германия в этом плане специфический рынок. Здесь широко распространены дебетовые карты. Кроме того, немцы чаще других рассчитываются наличными.

А в чем причина?

– Она – в генах немцев. Ну не хотят они тратить больше, чем лежит на счете. В этом они очень отличаются от охотно живущих в кредит американцев. Германия известна своей экономностью.