Выборы для бизнеса - не только риск…

К моему глубокому сожалению, результаты экономичного развития в Украине за 11 месяцев 2005 года могут быть оценены как крах надежд на продолжение высоких темпов экономического роста. Траектория увеличения валового национального продукта, заложенная в 2003

В 2005 году точно можно было обеспечить рост экономики на уровне 10%, несмотря на то что мы закладывали осторожный сценарий на уровне 7%. Этого не произошло из-за системных ошибок новой власти на всех уровнях: от государственных органов до местных. Нет сомнения, что главным фактором этой драматической потери темпов роста было отсутствие вменяемой, предсказуемой экономической и кадровой политики правительства.

Приведу только несколько решений, которые подорвали веру рынка к государству и вызвали сворачивание деловой активности: угроза реприватизации не по закону, а на основе «революционной целесообразности», не просто административное вмешательство, но настоящий диктат государства в ценовой политике, отмена свободных экономических зон, территорий приоритетного развития и технопарков, внезапное «укрепление гривни», снятие таможенной защиты внутреннего рынка.

Объективно эти действия привели к дисбалансу потребительского рынка, замораживанию инвестпроектов, уменьшению нашего экспорта и громадному ухудшению внешнеторгового баланса.

Системные реформы – налоговая, фондовая, пенсионная – были попросту свернуты, а в тактических действиях правительства зачастую прослеживались антиэкономические решения.

Такой мощный инструмент регулирования экономических процессов, который наше правительство оставило нынешней власти – реальный, сбалансированный бюджет, принятый в декабре 2004 года – был разрушен популистскими изменениями.

Расширение расходов на социальную сферу на фоне снижения темпов роста ВВП и увеличения фискального давления на экономику на четверть - до 32%, привело к тому, что государству не оставили ресурсов на капитальные инвестиции, на финансирование экономической деятельности, а реальной экономике не оставили ресурсов для развития. Бизнес получил негативный сигнал «в квадрате»: резкое снижение инвестиционной активности государства при дополнительном фискальном и инфляционном давлении. Естественно, бизнес среагировал на это сокращением инвестиций в основной капитал в десять раз, темпов прироста ВВП – в три раза!

Существует расхожее мнение, что замедление экономики в 2005 году связано с неблагоприятной конъюнктурой для украинского экспорта. На самом деле, изменения конъюнктуры по любой товарной позиции - это прогнозируемые параметры, которые учитываются, компенсируются, минимизируются при грамотном управлении.

К примеру, ситуация в металлургии: в 2003 году было почти аналогичное падение цен. Наше правительство без особых трудностей вышло из этой ситуации, поддержав металлургов. В конце прошлого года все эксперты предполагали, что в первом полугодии 2005 года будут проблемы с реализацией металла. Наш план заключался в том, чтобы компенсировать сокращение экспорта реализацией металла на внутреннем рынке. Рост объемов строительства в 2004 году достигал 30%, машиностроения 20% – то есть строительный и машиностроительный комплексы могли в нынешнем году поглотить дополнительные объемы металла, не ушедшие на экспорт. Новое правительство проигнорировало возможность и необходимость поддержать металлургический комплекс. Напротив, начало губительного для экспортеров укрепления гривни и подняло тарифы на железнодорожные перевозки. Итог - спад в металлургии и грузоперевозках, которого могло и не быть. Только за счет металлургии Украина потеряла до 2% роста ВВП. Или еще один пример: в период роста цен на нефть новое правительство вводит НДС на импорт сырой нефти, вместо того чтобы сполна использовать такой уникальный резерв удешевления конечного продукта, как достигнутая нами договоренность с Россией об отмене ими экспортного НДС. Украинские власти приняли решение о дополнительном фискальном давлении на громадный сектор рынка! В итоге – 11%-й спад в нефтепереработке. Этого можно было избежать, если бы правительство не прибегало к диктату по отношению к металлургам и нефтяникам, если бы профессионально, рыночными методами поддерживало отечественный рынок.

Есть еще два фактора сворачивания деловой активности, не лежащие на поверхности, и потому редко учитываемые в экономическом анализе.

Первое. Для большинства участников рынка не является секретом беспрецедентное давление на правосудие, организованное в нынешнем году. Речь не только о публичных заявлениях руководителей новой власти, которые либо подменяли, либо «рекомендовали» определенные судебные решения, но и о прямом телефонном или письменном вмешательстве в отправление правосудия по конкретным хозяйственным делам. Это создало тотальное ощущение правовой незащищенности. В бизнесе каждый почувствовал себя мишенью. Деньги в Украине «испугались».

Второе. Квалификация и моральные качества «новоназначенцев» в правительстве и местной власти оказались ниже всякой критики. Реальный сектор экономики столкнулся с некомпетентным, а потому более агрессивным и коррумпированным управлением. Естественная реакция бизнеса на это – сворачивание программ развития, бизнес-планирование по самым пессимистическим сценариям.

Итог 2005 года, таким образом, предстоит неутешительный: инфляция составит 11-12%, а рост ВВП по моей оценке - всего около 2%. И то только потому, что было относительно удачное начало года с ростом в 6,5-5%, которое частично перекрывает провал второго полугодия. Правда, в декабре, можно ожидать некоторого увеличения роста ВВП. Оно будет основано на том, что в декабре 2004 года политический кризис привел к замедлению роста ВВП, и таким образом, база для сравнения будет более благоприятной для декабря 2005 года.

Все говорит о том, что экономику Украины загнали в ситуацию стагнации, и потому необходимо неотложное проведение комплекса антикризисных мероприятий.

Экономику можно оздоровить и существенно смягчить остроту социальных последствий стагнации, вызванной неквалифицированными действиями нынешней власти. Партия Регионов разработала такую антикризисную программу, как стартовый этап стратегии экономического развития Украины. Если Партия Регионов получит возможность формировать правительство, она гарантирует в течение полугода возврат к ускоренному развитию экономики благодаря таким шагам:

оздоровление исполнительной власти, назначение только добросовестных опытных профессионалов независимо от партийной принадлежности;

опережающий рост реальных доходов населения;

принятие реального сбалансированного госбюджета, ограничение немотивированных расходов;

прекращение произвола налоговых органов, «переплатам - стоп!», общая доля налогов не должна превышать 25% валового внутреннего продукта. Возврат к снижению ставок НДС, налога на прибыль, социальных начислений, стабильность налогового законодательства на среднесрочную перспективу и предсказуемость налоговой политики;

защита прав собственности, формирование законодательной базы, стимулирующей инвестирование, финансовую активность отечественного и иностранного капитала;

дерегуляция хозяйственной деятельности, активизация фондового рынка;

обеспечение независимости судебной системы и т.д.;

восстановление деятельности свободных экономических зон, технопарков и территорий приоритетного развития;

переориентация существующей экспортно-импортной политики на защиту отечественного товаропроизводителя. Стимулирование экспорта продукции, а не сырья, обеспечение стабильно позитивного сальдо платежного баланса, поддержание соответствующего валютного курса;

существенное снижение сборов на поставки энергоносителей в Украину, отмена НДС на нефть и газ;

активизация работы по формированию и укреплению Единого экономического пространства (ЕЭП) как кардинально важного направления для реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности Украины. Должны быть подписаны и введены в действие уже согласованные заинтересованными сторонами документы первого этапа формирования ЕЭП (упрощенный порядок пересечения гражданами границ, определение правового статуса граждан, социальные гарантии для лиц, работающих в государствах ЕЭП и т.п.).