Проект бюджета - иждивенческий

Людмила Супрун, и.о. главы бюджетного комитета Верховной Рады Украины: «Если правительство не хочет инвестировать в экономику, то с этим ничего не поделаешь»
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Правительственный бюджет-2006 фактически повторяет бюджет-2005, то есть направлен не на развитие, а на дальнейшее стимулирования иждивенческих настроений населения. Впрочем, негативные тенденции в проекте еще более усилились. В частности, сокращается доходная часть местных бюджетов, что может привести к невыплатам зарплат и пенсий, приостановке капитального строительства в регионах. Бюджетные полномочия местных властей выросли, а вот дотации - нет. Все это может привести к стагнации экономики во многих регионах, особенно дотационных.

Проект Кабмина ничего не говорит о восстановлении льгот для ведущих отраслей промышленности – самолетостроении, автопромышленности, судостроении. Отмена льгот и преференций уже привела к негативным результатам в этих направлениях. Так, стоимость автомобиля на Запорожском автозаводе уже превышает стоимость импортного российского авто.

Проект также предусматривает рост рентных платежей при добыче сырья. В частности, рост ренты в 1,5-2 раза на разработку горнорудного сырья и нефти. Во-первых, это отразится на доходах ГОКов, некоторые из них могут стать убыточными. Ведь рента у многих будет фактически соответствовать себестоимости продукции. Покупать отечественное сырье будет невыгодно, выгодней станет импорт. Во-вторых, это скажется и на росте затрат металлургических предприятий.

Я категорически не согласна с заявлениями, что предложенные бюджетным комитетом дополнения к правительственному проекту являются популистскими. Да, мы предлагали увеличить доходную часть на 5 млрд. грн., но этим мы не усилим нагрузку на экономику. Наоборот. Предложенные нами расходы будут направлены на развитие реального сектора, в частности, агропромышленного комплекса. Мы предлагали выделить на поддержку села 10 млрд. грн.

Бюджетный дефицит в 3% от ВВП может быть погашен за счет роста бюджетных вливаний в экономику. Именно так поступают такие высокоразвитые страны, как Германия и Франция, которые имеют дефицит, значительно превышающий 3%. Однако эти страны направляют свои затраты на развитие производства, и в конечном счете покрывают дефицит. Стоимость финансовых заимствований для таких стран невелика – 2-3% годовых. А вот вложенные в экономику средства обеспечивают дополнительные 20-30% поступлений в бюджет.

Да, мы не учли в наших доработках предложение Кабмина о снижении соцвзносов. Но мы считаем, что сокращение нагрузки на 1% не приведет к легализации зарплат и наполнению рабочих мест. Мы считаем, что здесь нужны кардинальные изменения. Однако мы не можем их внести сейчас, потому как пришлось бы полностью переделывать бюджет. Поэтому придется перенести эти реформы на 2007 год.

17 ноября Верховная Рада рассмотрит бюджет во втором чтении. Думаю, наш комитет вынужден будет отказаться от некоторых своих дополнений. Возможно, мы откажемся от роста доходной части на 5 млрд. Если правительство не хочет инвестировать в экономику, то с этим ничего не поделаешь. Однако от роста дотаций местным бюджетам мы вряд ли откажемся. Ведь это приведет к долгам по зарплате и краху производства экономически слабых регионов.