Берите кредиты и меняйте котлы

Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Павел Качур предлагает механизм, который поможет избежать субъективного разделения средств через Министерство экономики. Он противник централизованного дележа бюджетных денег
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

– Что сейчас происходит на уровне министерства? Сформирована ли его структура?

Президент наконец рассмотрел положение о министерстве в части заместителей министра – пять или четыре. Теперь, когда вопрос количества решен, я представил на назначение моих первых заместителей, бывших глав комитетов ЖКХ и строительства - Алексея Кучеренко и Анатолия Беркуту. Все остальные должностные лица переведены из комитетов и уже работают в министерстве - порядка 90% старого штата вошли в структуру Минстроя. Часть людей не была переведена, но это вопрос профпригодности начальников управлений. На свободные вакансии объявлен конкурс, и мы ждем молодого пополнения.

И что, министерство уже активно работает?

Мы как раз выходим на стадию выдачи разрешения на ссуды в $140 млн. от Всемирного банка на реализацию проекта реформирования инфраструктуры семи украинских городов. На очереди оформление документов, связанных с технико-экономическим обоснованием и с гарантией городов на возврат этих денег. Минфин поставил перед городами-участниками проекта конкретные вопросы – предоставить бизнес-планы коммунальных предприятий и гарантии возврата средств. Ведь несмотря на то, что деньги идут напрямую от банка к городам, Всемирный банк подписывает договор с правительством, которое выступает гарантом. Ответственность за возвращение средств остается на государстве.

На деньги Всемирного банка будут решены наиболее неотложные проблемы жилищно-коммунальных хозяйств городов, однако я не исключаю, что возникнут задержки с оформлением этого кредита. Ссуда идет на ратификацию в Верховную Раду, и то, что грядут выборы, – это риск для утверждения данного займа. Вопрос о том, успеем ли мы ратифицировать этот кредит до мартовских выборов, лежит в политической плоскости. 

На какие государственные деньги может рассчитывать жилищно-коммунальная отрасль?

В первую очередь мы хотим развивать два направления: строительство жилья и реформирование ЖКХ. В проекте бюджета есть две строки, которыми предусмотрено выделение нам средств – на программу энергосбережения и на модернизацию тепловых сетей - каждая по 600 млн. И кроме того, по программе «Питьевая вода» нам выделяется еще 200 млн. Это все суммы, которые дает нам бюджет. Согласно действующей в Украине практике, эти деньги делятся между регионами, при этом на каждую область приходится по $15-20 млн. Но при том количестве проблем, которые сегодня существуют, эти деньги просто вылетают в трубу, и в конце года сложно предъявить достигнутый результат.

Сегодня же мы хотим эти бюджетные суммы превратить в кредитный ресурс, который будет направлен на реформирование ЖКХ. За счет этих денег будут компенсироваться кредитные ставки банков. В этом случае мы не только многократно увеличиваем финансовый ресурс, который приходит в отрасль – возможно, на выходе эта сумма достигнет 2 млрд., но и ужесточаем надзор за целевым использование средств. Отслеживать свои кредитные ресурсы станут сами банки на местах. Поэтому данный проект должен адекватно восприниматься и министерством, и коммунальщиками, и банкирами.

Представители некоторых регионов говорят, что готовы кредитоваться в границах ставки 3%. Со стороны правительства мы готовы обеспечить нулевую ставку. Очевидно, что мы будем заинтересованы работать с тем банком, который нам будет давать базово самую низкую ставку кредита, ведь каждый процент в масштабах страны будет иметь очень серьезное значение. Предположительно нашими партнерами станут четыре украинских банка с широкой региональной сетью.

Вы хотите сказать, что «живых» денег местные советы не получат? Как относятся к этому представители региональных властей?

Пока бюджет не утвержден, говорить о форме финансирования рано. Однако мне известна позиция членов бюджетного комитета, и они склоняются к системе кредитования. Сейчас мы готовим для бюджетного комитета механизм полного прохождения денег – расписываем процедуру получения кредитного ресурса конкретным коммунальным предприятием. Я думаю, что Верховная Рада нас также поддержит - в первую очередь потому, что предложенные нами меры увеличивают ресурс, который может войти в реальную экономику. Ведь мы предлагаем механизм, который поможет избежать субъективного разделения средств через Министерство экономики. Я категорический противник того, чтобы в центральном органе власти, и в том числе в нашем министерстве, кто-то сидел и делил бюджетные деньги. Я не верю в эти схемы иа настаиваю на введении механизма, который поможет решить проблемы отрасли.

Что касается реакции местной власти, то им будет тяжело отказаться от нашего предложения. Сегодня, когда мы требуем обновить основные фонды, нам отвечают, что в местных бюджетах нет денег, а банковские кредиты дороги. Теперь мы можем на это ответить. К каждому проекту есть расчет его экономического окупаемости. Когда местная власть увидит, что окупить замену одного котла станет возможно в границах отопительного сезона, то протестовать против такой логики никто не будет.

И что это даст?

Мы хотим в границах одного года сократить потребление газа в коммунальной сфере на 15-20%. По этой программе у нас планируется замена 10,5 тыс. котлов старой модификации с КПД 50-60% на котлы с КПД выше 90%. Это оборудование выпускают Донецк, Ровно, Луганск, Киев – так что у нас будет нормальное тендерное предложение, я уже сейчас предлагаю компаниям готовить документацию. Мы не будем жестко привязываться к тому или другому поставщику. Получатель кредита - конкретное коммунальное предприятие, я не буду им из Киева указывать, за сколько и у кого покупать, это их задача. Понятно, что будут региональные симпатии, но финансируются они за счет кредитного ресурса, а не бюджетных средств, так что у коммунальщиков есть полная свобода действий.

Благодаря этим мерам удастся уменьшить затраты экономики ЖКХ. Или нас все-таки ожидает повышение тарифов?

Прежде чем регулировать тарифную политику, нужно в отрасль принести экономику, тогда будут и инвестиции, и заинтересованность частного сектора, и соответствующее качество услуг. Пока мы платим мало, и, получая некачественные услуги, хотим платить еще меньше. На сегодняшний день экономика отрасли убыточная, в первую очередь из-за изношенности основных фондов. А перекладывать проблему замены старых котлов, дырявых труб на тариф – это не дело. Я за то, чтоб тарифная политика была адекватной, тариф должен быть экономическим. Поэтому мы говорим коммунальщикам: одолжите денег, залатайте дыры, тогда тарифы нормализуются или повышение тарифов будет понятно потребителю. А сегодня идет имитация защиты бедных людей через дешевые тарифы. Удержание тарифов на низком уровне защищает богатого человека, потому что богатый человек больше потребляет услуг. Парадокс в том, что бедные платят, ведь известно, что самые дисциплинированные плательщики – пенсионеры.

Показатели промышленного строительства в этом году упали. Сохранится ли эта тенденция в 2006 году?

Пока рано говорить о темпах строительства в следующем году. Бизнес четко мотивирован в своих действиях и чутко реагирует на климат.

За 10 месяцев этого года показатели строительства жилья возросли на 6,5% по сравнению с прошлым годом. Думаю, такой отрыв сохранится и между годовыми показателями. Что касается промышленного строительства, то сокращение его темпов я связываю с тем, что перестали в полном объеме действовать старые коррупционные схемы. Раньше бизнес платил взятку и беспрепятственно продолжал любое строительство. Теперь появились места, где взяток не берут, потому что боятся.

Для улучшения климата на сегодняшний день для бизнеса мы должны сделать две вещи – открыть доступ к земельным участкам через местные органы власти и упростить систему получения разрешения на строительство. Упрощения регуляторных процедур мы должны добиться уже до нового года. Пакет необходимых документов уже подготовлен, сейчас мы выходим на этап обсуждения с общественностью этих нововведений. Немного расчистить дорогу – и бизнес пойдет.

Строительство начинается с получения участка. Как сегодня обстоит дело с земельными конфликтами, ведь в последнее время их количество увеличилось?

Земельные скандалы – это результат действия существовавшей системы. Строитель старается найти участок с уже готовой инфраструктурой и втиснуть туда еще один дом. Понятно, что это не нравится местным жителям, и они протестуют. Если бы у нас были нормальные генеральные планы застройки территорий, то такие ситуации были бы исключены.

С другой стороны, понятно, что вся тяжесть формирования инфраструктуры в районе для строителя непосильна. Один из вариантов, который мы хотим предложить городам, – это открывать участки и строить там инфраструктуру. Мы готовы сформировать фонд займов и профинансировать проведение работ. Строитель будет готов заплатить за эту инфраструктуру, потому что в границах этого участка он платит только за свою долю, обеспечивая возврат денег в фонд. Наше предложение решает в экономическом плане проблему застройки микрорайонов.

Но это не решит проблему коррупции, которая существует при выделении земельных участков…

Чтобы минимизировать количество земельных конфликтов, необходимо продавать землю через аукционы, но сегодня такое распределение участков является исключением. А ведь продажа земли на аукционе означает прозрачность правил игры. Конечно, есть вопросы проведения самого аукциона и его честности, но все равно эта схема более предпочтительна, чем переговорный процесс с отдельным должностным лицом. 

Биографическая справка

КАЧУР ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

Родился 8 декабря 1953 года в селе Сосуливка Чорткивского района Тернопольской области.

В 1980 году закончил математический факультет Львовского государственного университета им. И.Франко, инженер-механик, кандидат физико-математических наук.

1993-1994 гг. - учеба в Институте государственного управления и местного самоуправления при КМУ, магистр государственного управления.

1990-1993 гг. - депутат Львовского горсовета, заместитель мэра Львова.

Август 1994-март 1996 гг. – первый заместитель мэра и директор департамента экономической политики и ресурсов исполкома Львовского горсовета.

1996-2000 - заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины.

2000-2001 - советник премьер-министра Украины.

Народный депутат Украины 4-го созыва с 2002 года. Выдвигался от избирательного блока политических партий «Блок Виктора Ющенко «Наша Украина» по 117 избирательному округу (Львов).

Во время выборов - вице-президент Ассоциации агентств регионального развития.

В Верховной Раде работал в комитете по вопросам бюджета, член фракции «Наша Украина», член политсовета партии “Народный союз «Наша Украина».

Госслужащий 3-го ранга, награжден орденом «За заслуги» III степени.

Женат, двое детей и внучка.