Зависимость бизнеса от рейтингов не допустима

Сергей ЧЕРНЫШЕВ, президент АОЗТ «Страховая компания «ЛЕММА»: «Государство должно прекратить лоббирование интересов рейтинговых агентств, не раскрывающих детали своих методик»

В мире очень много информации, и часто бывает сложно в ней разобраться. Чтобы облегчить эту задачу, существуют специализированные агентства, результатом работы которых является информация в сжатой форме в виде комплексных интегральных оценок - рейтингов. Причем этот способ предоставления данных оказывает сильное влияние на принятие решений.

Сегодня в мире активно работают четыре известных рейтинговых агентства: Standard&Poor’s, A.M.Best, Fitch IBCA, Moody’s Investors Service. Их методики рейтингования в большинстве случаев схожи и сводятся к определению качественных и количественных показателей. Например, согласно методике определения финансовой стойкости страховых компаний S&P, оцениваются отраслевые риски компании, деловой потенциал, управление и стратегия развития, финрезультаты, инвестиционная активность, адекватность капитала, ликвидность, финансовая гибкость. Подобные показатели приводятся в описании большинства методик. Однако, кроме перечня параметров, необходимых для анализа, подробная методология расчетов не раскрывается ни одним из агентств. Причина в том, что методика определения рейтингов – интеллектуальная собственность рейтинговых агентств. Однако вполне возможна ситуация, когда оценки различных агентств расходятся на несколько ступеней. В этом случае последующая даже незначительная корректировка рейтингового показателя для компаний среднего эшелона может существенно навредить деловой репутации, и, как следствие, всему бизнесу.

Имея механизм манипуляции коммерческими решениями, управляющие брендами известных агентств ставят компании в зависимость от присваиваемых рейтинговых показателей. При этом возникает вопрос: насколько стандартизиваны оценки специализированных агентств и можно ли им доверять? Тенденции на мировом рынке сводятся к тому, что рейтинги начинают использоваться как механизм политического давления. В качестве примера: весной 2003 года власти Германии выступили с обвинениями в адрес американских агентств, которые, по их мнению, умышленно занизили рейтинги немецких компаний из-за противоречий между США и ЕС относительно Ирака. Вопрос влияния рейтингов на деятельность компаний поднимался в октябре этого года в Вене на ежегодной конференции Международной ассоциации регуляторов страховых рынков. В Украине проблема давления на компании посредством рейтингов также актуальна. Целесообразно, если требования к рейтингам предъявляются к компаниям для работы на международных рынках (например, необходимость получения рейтингов ценных бумаг украинского эмитента). Обязательность же наличия рейтингов при работе на внутреннем рынке создает существенные проблемы. Возникает ситуация, когда агентства выступают в качестве надстройки над государством, которое лоббирует их интересы перед компаниями, делая наличие рейтинга обязательным. Такое требование, например, предусмотрено Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг в пунктах в 8.2-8.4 Правил формирования, учета и размещения страховых резервов.

Когда законодатель вносит требования по рейтингам в свой документ, он должен быть знаком с методикой рейтингования: приемлема ли она и доступен ли механизм ее оценки для украинского рынка? Объективная рейтинговая оценка для защиты интересов национальных компаний будет обеспечена в случае наличия открытого доступа ко всем деталям методик определения рейтингов, универсальности и приемлемости к предметной области механизма оценки объектов рейтингования. Государство должно прекратить лоббирование интересов рейтинговых агентств, не раскрывающих детали своих методик, и отменить обязательность наличия в нормативных документах рейтингов, основанных на закрытых методиках и брендах рейтинговых агентств.