Армия всегда недополучала от государства

Георгий Крючков, председатель комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны: «За все время своего существования украинская армия не получила ни одного нового вида или системы вооружения»

Удивительно, но реформирование силовых структур находится в противоречии с Конституцией. Наш комитет много раз ставил этот вопрос перед предыдущим и перед нынешним президентом. И только сейчас дело удалось сдвинуть с места. На днях Верховная Рада утвердила общую структуру и численность Службы безопасности Украины. Закон ждет подписи главы державы. Только что от президента получен проект закона об общей структуре численности управления государственной охраны Украины, который мы пытались получить на протяжении последних пяти лет.

Остро стоит вопрос о разработке нового базового закона о Службе безопасности Украины. Дело в том, что действующий закон был утвержден еще в 1992 году и действует только потому, что не противоречит Конституции. До сих пор не поданы на утверждение парламента, как того требует Конституция, предложения по численности Вооруженных сил на следующий 2006 год. Какой должна быть наша армия в 2006 году, даже нашему комитету и его главе на сегодняшний день неизвестно.

Более года вне закона существует Служба внешней разведки. Она создана не законом, как того опять-таки требует Конституция, а указом президента. Все это создает трудности при планировании и утверждении государственного бюджета. Перед нами бюджетный комитет совершенно справедливо ставит вопрос: а от чего отталкиваться, разрабатывая государственный бюджет?

Кстати говоря, государство ни разу в полной мере не финансировало потребности национальной безопасности. Вместо необходимых 3% от объема ВВП затраты на оборону не превышали в лучшем случае 1,5-1,6%. Вопрос финансирования стоит очень остро. Хотя при его обсуждении доходит до смешного. Кое-кто утверждает, что вступление Украины в НАТО позволит существенно уменьшить затраты на безопасность. Тяжело сказать, чего тут больше - недостаточной информации или лукавства. Ведь в НАТО существует основоположный принцип: затраты не могут быть меньше, чем 2% от национального ВВП. Известно, с какими неприятностями столкнулась соседняя Венгрия сразу после приема в НАТО в случае, когда военный бюджет был меньше 2% ВВП.

В конце прошлого года численность Вооруженных сил Украины составляла 285 000 человек, в Польше – 143 000. Украинский бюджет составлял $1,1млрд., в Польше - $4,4 млрд. В этом году Польша потратит только на покупку оружия $833млн. Наше государство в следующем году - в случае принятия парламентом этого бюджета - на модернизацию, разработку, покупку и обслуживание военной техники сможет выделить лишь $112 млн. И то, если из этой суммы $84 млн. военное ведомство сможет получить от реализации лишнего военного имущества. Напомню, что за все время своего существования украинская армия не получила ни одного нового вида или системы вооружения. А в каком состоянии пребывает наша военная техника – известно всем. А что будет, если бюджет станет еще меньше?..

Одним словом, реформирование военного сектора требует продуманного системного комплексного подхода. На сегодняшний день такого подхода не наблюдается. Это, во-первых. А во-вторых, коль мы стремимся к тому, чтобы наше законодательство в сфере безопасности было согласовано с правовой практикой европейских государств, то очень было бы хорошо, если бы Министерство иностранных дел и парламентский комитет по вопросам европейской интеграции отслеживали новации в законодательстве этих государств. Необходимо совсем немного: оперативно переводить на украинский язык соответствующие законодательные акты, которые могут представлять интерес для законодателей.