Депутаты решили поскромничать

Николай Томенко, экс-вице-премьер: “Если общество не воспринимает такую заработную плату чиновника или депутата, то надо ее однозначно уменьшать”.

Зарплатная эпопея у меня делится на два периода. Один период – до повышения заработных плат, когда я получал в районе 2,5 тыс. грн., и после повышения зарплаты. Тогда я стал получать в районе 12-14 тыс. грн. Правда, такую зарплату получил всего один раз.

На решение народных депутатов, изъявивших намерение сократить свою зарплату с 16 тыс. грн. до 4 тыс. грн., реагирую положительно. Это правильное решение. Думаю, что и я причастен к этому решению, потому что поднял тему так называемого заговора «элитных пенсионеров». Ведь на самом деле большие пенсии являются следствием больших заработных плат.

У нас оказалось две большие проблемы с точки зрения справедливости. Справедливой заработной платы и справедливой пенсии. Поскольку у нас существуют 10 категорий людей, которые получают пенсию по заработной плате. И поднятие заработной платы привело к фантастическому возрастанию пенсии. Именно после того, как депутаты отклонили предложение ограничить максимальную пенсию размером до 3690 грн., и началась дискуссия о заработной плате.

Я считаю, что после революции у нас в обществе произошли изменения, когда журналисты, эксперты и политики подняли этот вопрос. Вот депутаты адекватно на это отреагировали. На самом деле это успех общества, потому что заработная плата и пенсия - это категория справедливости. Если общество не воспринимает такую заработную плату чиновника или депутата, то надо ее однозначно уменьшать. Поэтому я совершенно убежден, что после решения депутатов члены правительства тоже уменьшат свою заработную плату. Но здесь много вещей остается за кадром. Убежден: эту несправедливую пенсионную систему надо изменить, имею в виду 90% от зарплаты. Не может быть 90%, должна быть единая система начисления пенсий. И с другой стороны, надо, конечно, пересмотреть ситуацию по поводу статуса депутатов. Я не понимаю, почему у нас народные депутаты приравниваются к министрам. Зачем стране еще 450 министров в парламенте, если большинство депутатов вообще не ходят туда, а занимаются собственным бизнесом? Я думаю, что им до уровня министров еще очень далеко.

Впрочем, вся эта история имеет две позитивные вещи. Первая – возрастание роли общества. Все сказали, что это несправедливо, и депутаты и правительство точно отреагирует на это. Теперь общество должно еще добить в хорошем смысле слова историю с несправедливыми пенсиями – это тоже будет важно. А самое главное - это сигнал для депутатов и для членов правительства о том, что надо менять систему заработной платы и пенсий для так называемых элитных категорий населения. Нужно ставить в определенную зависимость от того, как развивается общество.

Кстати говоря, правительство Юлии Тимошенко начало с повышения заработной платы для учителей и медиков. Цель - выйти на среднюю заработную плату по промышленности. В свою очередь, нужно найти некую усредненную форму и для чиновников. Условно говоря, в зависимости от того, как экономика развивается, надо думать, чтобы и чиновник получал прибавление к заработной плате.

Логика стремительного повышения зарплаты для чиновников была очень проста. Тимошенко считала: чиновник и член суда должен жить на одну зарплату. И тогда, когда эта как концепция была определена в принципе, никто не выступал против. Все были убеждены, что если член Верховного Суда работает в суде, он должен получать достойную заработную плату. Чтобы у него не было соблазна брать «откаты» за те или иные решения. По определению, по стратегии, решение было правильным. Но оно было неправильным в конкретной украинской ситуации. Потому что снова-таки дискуссия справедливости. Я думаю, что это был слишком высокий прыжок в повышении заработной платы.