Аваков создаст зону для иностранцев

Харьковский губернатор Арсен Аваков объявил о начале создания промышленной зоны под Харьковом. Первый этап проекта стартует в январе

Идея создания промышленной зоны в поселке Рогань, что в 5 км от Харькова, возникла в августе этого года во время визита чиновников Харьковской облгосадминистрации в Италию. Протокол о совместной реализации проекта харьковчане подписали с итальянским Министерством промышленности. Согласно проекту,в промзоне «Рогань» выделят 2,2 тыс. га, на которых планируется разместить около сотни промышленных предприятий и инфраструктурных объектов. Среди них - гостиничные комплексы, офисные помещения, деловой, выставочный и оздоровительный центры.

Иностранцев приглашают в зону

На первом этапе реализации проекта предполагается привлечь итальянские компании к созданию полной инженерной инфраструктуры "Рогани". Название компании-подрядчика станет известно в декабре. По предварительной информации, она возьмет на себя все расходы, связанные с созданием складской и транспортной инфраструктуры. По словам харьковского губернатора Арсена Авакова, речь может идти о десятках миллионов долларов.

На втором этапе предполагается разбить зону на сектора и предложить зарубежным промышленным предприятиям разместить там свои производства. Сегодня в районе промзоны уже работает фабрика "Филипп Моррис", вложившая $100 млн. инвестиций. По словам Авакова, в строительстве терминалов в промзоне заинтересована бельгийская логистическая компания "Астрос". Общая сумма ее инвестиций составит 6 млн. евро. $150 млн. планирует вложить тайванская компания Foxconn, выпускающая комплектующие для компьютеров.

Харьковские чиновники указывают на два неоспоримых преимущества нового проекта – близость зоны к областному центру и дешевизну рабочей силы. Они предлагают зарубежным инвесторам построить таможенный терминал для автотранспорта и железнодорожную ветку, обещая всестороннюю поддержку.

Местные в «Рогань» не собираются

Тем временем представители регионального бизнеса относятся к инициативе властей с изрядной долей скептицизма. По их мнению, при более чем достаточном количестве свободных площадей в Харькове нет смысла вкладывать огромные суммы в пригород. «В Харькове столько пустующих площадей – их не знают, чем заполнить. В одних только корпусах домостроительного комбината можно разместить всю промышленность такого города, как Полтава», - говорит Валентин Буренков, заместитель председателя правления украинско-американского совместного предприятия «Влада-Промтекс».

На промышленном гиганте – Харьковском авиастроительном заводе - о проекте даже не слышали. «Вопрос переноса нашего предприятия из центра города на окраину рассматривался еще в советское время. Но тогда Союз не смог изыскать средства на перебазировку мощностей – ведь речь идет о десятках, а то и сотнях миллионов долларов», - пояснил директор по связям с общественностью предприятия Сергей Арасланов. По его словам, Харьковский авиастроительный завод сравнительно компактный и не испытывает дефицита в производственных площадях. «Пока планируем работать на старом месте, на тех площадях, что есть», - говорит Арасланов. При этом он допускает, что для новосозданных предприятий промзона может быть полезна.

Президент всех задерживает

Изначально презентация в Риме проекта промышленной зоны, со слов Арсена Авакова, намечалась на сентябрь. Задержка, по словам сотрудников Харьковской облгосадминистрации, связана с графиком заграничных визитов президента Виктора Ющенко. «Мы отстрочили проект, поскольку его презентация в Риме привязана к визиту президента в Италию», - сказала помощник харьковского губернатора Наталья Стативко. А до представления проекта нельзя начинать работы. «Под проект пока даже не выделена земля. Ждем визита в Италию», - говорит она.

Татьяна Терехина, специалист отдела инвестиций Харьковской облгосадминистрации, отметила, что они пока активно не задействованы в проекте, только собирают информацию.

По словам чиновников, промзона будет открыта для всех желающих – не только для иностранцев. Хотя представители отечественного бизнеса пока не проявили интереса. «Это понятно, - считает Стативко. - Ведь по сути проекта еще нет, поэтому бизнес осторожничает».