Путь в ЕС и НАТО не страшен

Антон Бутейко – человек острого ума и оригинальных взглядов. И даже высокая государственная должность – а он является первым заместителем министра иностранных дел - не разучила его свободно мыслить и иметь собственный взгляд на вещи
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Бутейко всегда умел отстаивать свое мнение и совершать нетрадиционные поступки. Его добровольная отставка в сентябре 2003-го с поста посла Украины в Румынии в знак несогласия с политикой Кучмы по ЕЭП и сдачей россиянам национальных интересов Украины – шаг, нехарактерный для государственного чиновника. Вместе с тем, это яркая демонстрация самостоятельной политической позиции. Бутейко известен как убежденный сторонник евроинтеграции Украины и последовательный защитник ее национальных интересов. В марте 2005 года Бутейко вернулся в Министерство иностранных дел (он был первым заместителем министра в 1995-1998 гг.). Теперь он занимается непосредственно вопросами интеграции Украины в ЕС и НАТО.

– Как человек, занимающийся в МИДе непосредственно вопросами евроинтеграции, скажите, насколько сегодня для Украины актуален вопрос вступления в ЕС? Учитывая то, насколько тяжело в европейском пространстве адаптируются экономики стран Восточной Европы.

– Думаю, все не так страшно, как это выглядит на первый взгляд. Безусловно, от кандидата на вступление в ЕС требуется очень много усилий для приведения всех сфер жизни к европейским стандартам. Это предполагает осуществление серьезного анализа и работы, преодоление многих проблем. Но нередко прогнозы и опасения не оправдываются. Давайте посмотрим, например, на Польшу. Сами поляки считали, что когда Польша вступит в ЕС, ее сельское хозяйство упадет. На самом деле оказалось, что производители сельхозпродукции получили возможность с формальным вступлением в ЕС продавать свою продукцию не по «варшавским» ценам, а по «брюссельским». И прибыли у фермеров стали значительно выше. Кроме того, сельхозпроизводители получили субсидии из европейских фондов. И хотя размер субсидий, которые получили поляки, составил только 25% от того, что получали французы, это был позитив для польских фермеров.

Конечно, как некоторые говорят, можно строить Европу в Украине. Это верный лозунг, но не до конца. Следует рассматривать подготовку к вступлению в ЕС и НАТО как мощный механизм комплексной трансформации Украины. Если будет принято политическое решение ЕС о том, чтобы пригласить Украину, процесс вступления будет продолжительным. Он начнется с того, что нам предложат вопросник из более чем 2 700 вопросов, для того чтобы определить реальное состояние всех наших сфер жизни. Какие, например, у нас стандарты на воду, на пищевые продукты и так далее. Даже какие у нас тротуары, потому что по европейским стандартам тротуары должны быть удобны для инвалидов. Это означает, что все должно быть приведено к стандартам. А это требует планирования, финансирования.

Как это будет происходить?

– После того как мы ответим на все эти 2 700 вопросов, начнутся переговоры как минимум по 30 направлениям. Будет идти процесс приведения к стандартам, обеспечиваться бюджетное финансирование и т.п. И это будет происходить при постоянном мониторинге со стороны ЕС. Ценность подготовки к вступлению при помощи механизма вступления в ЕС как раз и заключается в том, что процесс идет более эффективно в силу присутствия внешнего фактора. Делать эту работу мы должны будем сами, хотя для помощи могут привлекаться определенные фонды. Хочу подчеркнуть, что ЕС не нужна слабая, неконкурентоспособная Украина. Они не хотят видеть нас с нашей «лежащей» промышленностью. Если мы приходим туда со своими проблемами, то они становятся проблемами уже не Киева, а Брюсселя. Поэтому механизм и предусматривает такую поступательную адаптацию. Это будет касаться и социальной политики, и финансового, банковского секторов. Например, кредитование проектов под 22% годовых при том, что в ЕС максимальная ставка где-то около 7%, а в Нидерланадах при определенных условиях вообще 2,5%, не соответствует политике ЕС. Поэтому банковскому сектору придется менять свою практику и обеспечивать потребителя и производителя не такими дорогими финансовыми ресурсами.

Насколько движению Украины в сторону европейских и евроатлантических структур мешают мифы?

– Они, безусловно, мешают. Если в течение десятилетий в головы людей вкладывалось понимание НАТО как агрессивного империалистического блока, который готов в любой момент нас завоевать, то вытеснить эти стереотипы очень непросто. Никто даже не задумывается над тем, что когда СССР распался и наши вооруженные силы были практически бездеятельны, когда в некоторых портах страны тонули подводные лодки, потому что не хватало электроэнергии, чтобы удержать их на плаву, НАТО могла брать нас голыми руками. Но она почему-то не брала. Конечно, НАТО - не благотворительный орган. Но это сегодня политически безопасная организация, несмотря на то, что она имеет огромный военный потенциал. Это структура, которая выжила, оказалась действенной и жизнеспособной в противостоянии двух систем – коммунистической и западной. И она победила. Поэтому если смотреть концептуально, то это та структура, с которой нужно ассоциировать себя в будущем. Нужно смотреть на это очень трезво и анализировать, какие стратегические перспективы развития несет НАТО и в контексте развития региона, и в контексте культуры, в контексте сохранения нашей духовной идентичности, а также в контексте безопасности и развития экономики. НАТО - это структура, в которой сотрудничают демократические государства, объединившиеся вокруг ценностей демократии, свободы СМИ, защиты прав человека, верховенства права. И эти государства готовы защищать свои ценности, если нужно, то и с помощью привлечения милитарного потенциала.

Как сегодня строится взаимодействие Украины с НАТО?

– НАТО - это инновационная структура, обеспечивающая борьбу с природными вызовами глобализации, например, стихийными явлениями. Именно НАТО, когда произошло наводнение в Закарпатье, помогла нам. Когда в Харькове вышли из строя канализационные коллекторы, НАТО через Голландию предоставила мощные насосы. Именно НАТО сейчас создает трастовый фонд в несколько миллионов долларов из взносов государств НАТО для уничтожения тех излишних боеприпасов, которые накопились в Украине и которые, например, в Новобогдановке угрожали жизни граждан Украины. Нам это помогает делать НАТО – не кто-либо другой. Ну и, наконец, сотрудничество с НАТО открывает перспективы для нашего военно-промышленного комплекса. Некоторые политики не перестают повторять, что если мы придем в НАТО, весь наш ВПК упадет. Как раз напротив. Например, в совместном проекте Украины с НАТО используется циклотрон Харьковского физико-технического института. Эти исследования ведутся за средства Украины и НАТО. Без средств НАТО этот проект стоял бы. А сейчас с помощью наших и натовских специалистов проводятся исследования, которые позволят производить устройства для борьбы с терроризмом - для определения механизмов, содержащих ядерные компоненты. Часть из них будут использоваться для диагностики сосудистых и онкологических заболеваний - эти устройства, например, позволяют обнаружить ненормальности размером 0,3 мм.

Против нашего сближения с НАТО активно выступает Россия. Причем версия «агрессивного империалистического блока» активно навязывается именно россиянами…

– Да, в России есть люди, недовольные нашим сотрудничеством с НАТО. Но знаете ли вы, что до недавнего времени Россия имела более интенсивные отношения с НАТО? У нее отдельная миссия в этой организации. Мы до этого еще не дожили. Мы только сейчас принимаем решение о том, чтобы открыть свою миссию и при НАТО был отдельный представитель Украины. А россияне это имеют. Россия в составе миссии имеет представителя «Росвооружения». Делегации российских ВПК приезжают, образно говоря, табунами и сидят в Брюсселе, чтобы заключать контакты о сотрудничестве с государствами НАТО. А нашего «Укрспецэкспорта» в НАТО нет. Приведение продуктов нашего ВПК к стандартам НАТО расширяет возможности для конкуренции на рынке НАТО. Государства НАТО закупают военную продукцию на основе тендеров, и если они видят, что наша продукция, например, танки, являются конкурентоспособными, в том числе и по цене, это открывает для нас дополнительные возможности. Далее каждое государство идет в НАТО со своим вооружением. Но посткоммунистические государства имеют вооружение советских времен, которое нуждается в модернизации. А это - возможности для нас.

Как отразится вступление в НАТО на состоянии наших вооруженных сил?

– Подготовка к членству в НАТО означает смену нашей общественной жизни, приближение к демократическим стандартам. И только одним из пяти концептуальных элементов плана подготовки к членству в НАТО является подготовка вооруженных сил в соответствии с рекомендациями НАТО. Речь идет о реформировании ВС и в плане их сокращения, и в плане изменения их качества, повышения эффективности. А если учесть, что сокращение ВС будет происходить при росте бюджета, то эффективность гривни для обеспечения единицы безопасности оказывается намного выше. Реформирование ВС принесет огромную пользу. Например, сейчас несколько миллионов граждан Украины находятся в резерве на случай военных действий. Понятно, что в нынешних условиях это совершенно не нужно. Но только для того чтобы вести учет этих граждан, требуется задействовать несколько десятков тысяч работников. Это противоречит здравому смыслу. Очень часто говорят о том, что страна, вступив в НАТО, не выдержит финансовой нагрузки. Но это заявляют те, кто пользуется страшилками, а не реальными цифрами. По законодательству Украины, на ВС из бюджета должно выделяться до 3% от ВВП, хотя реально обеспечивается чуть больше половины от этой цифры. Натовские требования предусматривают 2% от ВВП, и недофинансирование не позволяется. Поэтому сближение с НАТО приводит наши ВС, наших офицеров к большей обеспеченности, большей социальной защищенности.

А если все же вспомнить, что НАТО является военной структурой и участвует в военных операциях? И то, что она воевала в Югославии…

– У нас смотрят на НАТО как на пугало и забывают, что она на сегодня самая влиятельная структура в мире, и все важные решения принимаются там. Я не пою оды НАТО. Но это эффективная и демократическая структура, решения в ней принимаются консенсусом. Конечно, она несовершенна. Но НАТО - это лучший существующий на мировом рынке продукт обеспечения безопасности государств. Если бы Украина была членом НАТО, когда принималось решение по Сербии, мы могли бы заблокировать его одним своим голосом. Еще - операция в Ираке была не натовской - она была многонациональной под американским лидерством. Американцы хотели, чтобы она была под зонтиком НАТО, но Франция и Германия не захотели, поэтому ее проводили сами США.

Вы давно и последовательно отстаиваете украинские национальные интересы не только на профессиональной ниве. Когда вы были послом Украины в Румынии, с вашей помощью там был установлен памятник Ивану Мазепе. Как это происходило?

– Я горжусь тем, что в своей работе был привлечен к урегулированию отношений с Румынией. Но еще больше рад тому, что мне удалось добиться поставить памятник Мазепе в Галаце. Это пробовали сделать все мои предшественники. И в успехе есть и их вклад. Но окончательно убедить и украинское, и румынское руководство удалось мне. Мазепа был захоронен в румынском городе Галац в Свято-Юрьевской церкви. Собор пережил османское иго, Первую и даже Вторую мировые войны. В начале 60-х, когда начало расти украинское самосознание, московское политбюро, чтобы уничтожить какую-либо историческую память об Украине, принимает решение уничтожить прах Мазепы. Румынской компартии было дано соответствующее указание. И они уничтожили не только гроб Мазепы, но и бульдозером стерли с лица земли весь храм. Когда я занялся этим вопросом, обратился к членам правительства, чтобы они выделили деньги на памятник. Грустно вспоминать, через что пришлось пройти. Когда увидел, что ничего не выйдет, обратился к знакомому банкиру, руководившему одним из мощнейших украинских банков. Предложил профинансировать ему. Но он отказался, мотивировав тем, что Мазепа предан церковью анафеме. Тогда я решил этот вопрос через румын. В конце концов, памятник был поставлен в одном из парков Галаца.