Проблемная реформа «органов»

Создание Национального бюро расследований, призванного бороться с преступностью в высших эшелонах власти, может затянуться до осени. Силовики признают, что не успевают реформировать правоохранительную систему при действующем парламенте

Одним из основных нововведений реформированной правоохранительной системы станет создание Национального бюро расследований, которому Служба безопасности Украины, Государственная пограничная служба и Министерство внутренних дел должны передать свои функции досудебного следствия, а само бюро будет заниматься борьбой с преступностью среди высших чинов государства. Из-за разногласий силовых ведомств относительно функций и полномочий новой структуры НБР не могут создать уже год. И даже сейчас, когда звучат заявления о нахождении компромисса, ведомства не могут определиться с названием новой структуры, спектром должностных лиц, которые попадут в поле зрения Нацбюро.  

Изначально бюро расследований планировалось создавать на базе Управления борьбы с организованной преступностью, а его наделить правом на оперативно-розыскную деятельность, досудебное следствие. В то же время еще в прошлом году сопредседатель рабочей группы по созданию НБР, председатель комитета Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Владимир Стретович выступил против формирования нового органа на основе реформированных УБОП или управления «К» СБУ. По его словам, «эти органы сегодня являются наиболее коррумпированными».

Реформировать нельзя…

Как сказал «ДЕЛУ» начальник ГУБОП Сергей Корнич, тогда же в МВД пошли разговоры о ликвидации УБОП. По его словам, это делалось без ведома министра внутренних дел и было “происками реакции”, поэтому ничем не закончилось. В начале этого года УБОП вновь помешал компромиссу – Юрий Луценко выступил против передачи этого управления в структуру бюро расследований. Заместитель министра внутренних дел Александр Бондаренко сообщил «ДЕЛУ», что такая позиция может быть связана с нежеланием МВД потерять широкие полномочия, которыми обладает УБОП. «Например, в прошлом году был принят закон, который запрещает выходить (сотрудникам МВД. – «ДЕЛО») на проверки без специального разрешения, а подразделения по борьбе с организованной преступностью имеют на это право», - сказал он.

Планы прокуратуры

В январе этого года инициативу создания бюро расследований перехватила Генеральная прокуратура, и теперь речь идет о создании новой структуры на базе главного следственного органа Генпрокуратуры. Заместитель главы ГПУ Виталий Щеткин сообщил “ДЕЛУ”, что большинство следователей прокуратуры будут переданы бюро, «потому что большинство должностных и экономических преступлений на сегодняшний день расследует прокуратура, и эти специалисты есть у нас, а не в милиции». По словам генпрокурора Александра Медведько, в прокуратуре для этого есть и соответствующая материально-техническая база, а «новая служба должна заниматься расследованием уголовных преступлений, подследственность которых должна быть определена Уголовно-процессуальным кодексом, прежде всего – преступлений, совершенных высокопоставленными лицами». Кроме того, Медведько отмечает, что бюро расследований должно выявлять и коррумпированные преступления. Генпрокуратура также внесла коррективы и в название нового органа. Вместо Национального бюро расследований ГПУ предлагает назвать новую структуру Государственной службой расследований.

Еще одним изменением стал спектр должностных лиц, которые будут попадать в поле зрения будущей службы. Изначально предполагалось, что структура под условным названием «Национальное бюро расследований» будет заниматься преступлениями должностных лиц первой, второй и третьей категории. Сейчас речь идет только о первой и второй.

Слово СБУ

Как сообщил «ДЕЛУ» глава СБУ Игорь Дрижчаный, главная цель реформирования – избавление силовых ведомств от нехарактерных правоохранительных функций. «Потому что на данный момент СБУ даже лицензированием некоторых видов деятельности занимается…» - сказал он. Заместитель главы СБУ Владимир Тимошенко добавил, что в сегодняшней системе правоохранительные органы зачастую «топчут один и тот же огород, при этом каждое ведомство пытается оттянуть себе теплую часть, а драный лоскут отдать соседу».

В процессе реформирования предполагается перераспределить следственные функции между МВД и СБУ. При этом львиная доля работы отводится МВД.

В то же время создаваемый орган будет вести расследования дел о высокопоставленных чиновниках, особо опасных преступлениях, коррупции. Вместе с тем, по словам Дрижчаного, преступления против государства, шпионаж, государственная измена, преступления в сфере охраны государственной тайны предусматривается оставить в производстве следователей СБУ.

Сейчас проект новой службы отдан на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны. После утверждения его должен подписать президент и утвердить парламент. Вместе с тем Щеткин считает, что даже если президент и подпишет проект о создании новой службы в ближайшее время, реформирование может оттянуться на полгода, поскольку этот состав парламента утвердить проект не успеет, а новому созыву на первых порах будет не до этого.

И снова реформы…

Как сообщил «ДЕЛУ» глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков, наряду с Национальным бюро расследований в обсуждении находятся проекты создания Национальной гвардии и Национальной милиции. «Ставится вопрос реформирования внутренних войск в Национальную гвардию Украины в составе МВД как мобильное воинское формирование», - сказал он. По словам Крючкова, сейчас разработаны два альтернативных законопроекта о Национальной гвардии и о Республиканской гвардии. Последний, по его мнению, вообще не проходной, а проект о Национальной гвардии «проходит с огромнейшим трудом, и в этом составе не будет принят».

Также МВД настаивает на включении Пограничных войск в свою структуру по аналогии с другими странами. По мнению Крючкова, это нецелесообразно, поскольку Украина имеет границу, значительно превышающую по протяженности границы европейских стран. «Кроме того, они не учитывают, что та же Германия имеет границы со странами Евросоюза, которые, по большому счету, и границами не являются», - сказал Крючков.

Этапы изменений правоохранительной системы

Президент планирует реформировать правоохранительную систему в три этапа:

1) 2006-2007 годы - согласование принципиальных подходов, разработка законопроектов и определение соответствующих структур;

2) 2008-2011 годы – реализация реформ;

3) 2012-2019 годы - оптимизация структур, выравнивание их по отношению к европейским структурам.

Сколько населения приходится на одного милиционера в разных странах мира

Украина – 1 милиционер на 130 граждан

Россия  - 1 милиционер на 174 граждан

Германия - 1 полицейский на 296 граждан

Франция - 1 полицейский на 305 граждан

Япония - 1 полицейский 508 граждан

США - 1 полицейский на 588 граждан