Святые и страшные вечера

Наши предки праздновали 13 января как Васильев день, считали его особенным.
12 дней - дни после Рождества Христова до Крещения, или Богоявления (19 января) - называются Святками. Праздник загадочный: христианский праздник Рождества продолжается как
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Души умерших гуляют по свету

Святки прежде праздновались раздольно, весело. У славян с давних пор был обычай рядиться, то есть одеваться в маскарадный костюм, в необычную одежду (отсюда о человеке говорят - ряженый), гадать, ходить колядовать. 

Причем самыми пророческими, «вещими», днями были Васильев вечер (по имени святого Василия Кесарийского) - 13 января - и Крещенский сочельник - 18 января. Потому что Васильев день (14 января) по старому стилю приходился на Новый год, поэтому многие приметы этого дня распространялись на весь год. Кроме того, Васильев день разделял Святки на “святые вечера” (8 января - 13 января) и “страшные вечера” (14 января - 18 января).

Название “страшные вечера” (поганые, некрещеные) связано с представлением об особенном разгуле нечистой силы в это время. Наши предки верили, что во время Святок с того света приходят души умерших, а «нечисть» гуляет с Рождества до Крещения. А чтобы не вошла в жилище нечистая сила или недобрый человек, люди, по народному поверью, ставили мелом кресты на окнах.

Что такое Коляда

Колядабыл у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа.

В основе вот этой идеи святочного периода лежит очень древний, известный многим культурам солярный культ. День удлиняется, ночь укорачивается. Идея противоборства света и тьмы присутствует в этом празднике. «Поэтому наши носители традиций, воспринимают этот период как поворотный, переломный, когда возможны всякого рода чудеса, контакты с разными потусторонними силами. Когда становится проницаемой граница между миром людей и миром духов, и возможны всяческие прогнозы», - считает Ольга Белова.

Колядки, щедривки, овсеньки, виноградья

Святки невозможно себе представить без колядования: праздничных обходов домов с песнями, в которых славились хозяева дома и были пожелания богатства, урожая, многодетности и т.д. Колядкам тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится). Ведь многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли "духов предков", проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения.

«Здесь важен принцип дарообмена, - рассказала Ольга Белова. - Мы вам хорошие пожелания, а вы нам угощения и подарки. И если хозяин скупился или плохо угощал колядников, то они вместо благопожеланий несли всякие угрозы: "Не дашь пирога - мы корову за рога уведем" или "Не дашь шпырку (то есть сало), прокрутим в стене дырку". И угрозы бывали довольно серьезные. То есть обещали развалить ворота, печь, увести домашний скот и даже наслать болезнь и смерть. А это уже очень серьезно. Причем колядовщики не являлись вымогателями. Нужно просто помнить, что стоит за образом этих ряженых колядовщиков. Ведь приходит не просто сосед дядя Ваня. За этим образом гостей, которые приходят на Святки в каждый дом, стоят очень древние представления о посещении предков. Предки, которые наблюдают за нашей жизнью с того света, из потустороннего мира, имеют возможность в этот период навестить своих потомков и посмотреть, как те себя ведут, исполняют ли они обычаи, обряды и вообще как идут дела. И, соответственно, тех, кто соблюдает обычаи, обряды, они поощряют. А тех, кто нарушает, наказывают, и довольно серьезно. То есть это вот такой осколочек древности».

Святочные гадания

Святки считалось лучшим временем для гадания о своей судьбе. Страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей - одно зеркало ставили перед собой, другое сзади, две свечи и ждали, когда в зеркале появится лицо суженого (жениха). Такие гадания считались самыми верными (надежными, точными, правильными) и самыми опасными. Вместо будущего жениха в зеркале или в бане мог появиться нечистый (злой дух, черт), и если девушка не успевала закрыть зеркало, она могла стать его добычей. Для гаданий нужно было обязательно снять с себя нательный крест, все обереги, распустить волосы.

Церковь запрещала гадания

Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения. Хотя традиция колядования, особенно если брать, например, польскую традицию, колядки с христианскими мотивами, где рассказывается о рождении Христа, о приходе к нему волхвов и излагается вся эта библейская, евангелиевская история, приветствуются. Так как здесь сочетаются и народные традиции, и церковные. Считается, что каждый христиан должен на Святках посетить больницу, сиротский приют и тюрьму. Так как рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников.

Многовековые запреты так и не изжили в народе традицию веселиться. А от «запрещенного веселья» ряженых да гадальщиц «отмывали», окуная их в Иордань - крестообразную прорубь, которую вырубали в реке или озере под праздник Крещения Господня.

Святочные рассказы

Писатель Виктор Ерофеев вспоминает о такой забытой традиции, как чтение на святки Святочных рассказов: «Рождество я провел в одной немецкой семье. Знаете, что меня поразило? Там читают до сих пор святочную литературу. Читали сказку Андерсена о елке, которая мечтала быть мачтой. Вместо этого попадает на Рождество, очень гордится собой, а потом ее сжигают. Такая жестокая сказка. Я сидел и думал, что, действительно, очень много сказок жестоких. Но, с другой стороны, я подумал: какая замечательная традиция - взяли и прочитали сказку. А помните, у нас все писали святочные рассказы, и Чехов, и Лесков, и Достоевский...