За преференции одних платят другие

Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) оказалась меж двух огней. С одной стороны, правительство не позволяет повышать цены на электроэнергию для населения. С другой стороны, промышленные предприятия настаивают на понижении тарифов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В последнее время широко обсуждается вопрос введения дифференцированных тарифов на электроэнергию, что должно или сократить поступления за электроэнергию, или компенсировать снижение тарифа отдельным потребителям его ростом для других. Как известно, НКРЭ отрицательно относится к введению дифтарифа…

– Вопрос в том, что понимать под дифтарифами. На самом деле НКРЭ ввела дифтарифы еще четыре года назад. Речь идет о тарифах, которые необходимы для объединенной энергосистемы (ОЭС). Если взять график потребления электроэнергии в течение суток, то в часы пик уровень потребления достигает 28 тыс. МВт. В часы минимального потребления опускается до 22 тыс. МВт.

Наша задача — сгладить неравномерность графика потребления всей ОЭС. Поэтому мы заинтересованы стимулировать потребителей переходить на работу в ночное время и тем самым снять часть нагрузки в пиковые часы. Для этого мы предоставляем преференции: розничный тариф на электроэнергию в ночное время умножается на коэффициент 0,25. В то же время в часы пик розничный тариф умножается на коэффициент 1,8. Днем коэффициент равен 1,03. Это называется дифтарифами по зонам суток, и, чтобы ими пользоваться, предприятию нужно всего лишь поставить трехзонный счетчик.

Но ведь есть предприятия, которые не могут в полной мере использовать такую возможность?

– Для предприятий, которые равномерно потребляют электроэнергию в течение суток и по своей технологии производства не могут иначе, действи¦е дифтарифа, если перемножить все коэффициенты на суточное потребление, также выгодно. Например, тариф для Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК) составляет 98% розничного тарифа для других потребителей.

Следует сказать, что при такой схеме работы (с использованием дифтарифа по времени суток. — «ДЕЛО») облэнерго несут потери, и по Украине недоплата по розничным тарифам составляет около 220 млн. грн. в год, что перекладывается на всех потребителей. Но это необходимо, чтобы улучшить надежность системы.

Кроме этого, в августе 2005 года НКРЭ приравняла к первому классу потребителей с объемом более 150 млн. кВт-ч в месяц. Таким образом, в настоящее время работают две преференции: дифтариф по времени суток и правило — оптовый покупатель 150 млн. кВт-ч в месяц приравнивается к первому классу.

Поскольку на оптовом энергорынке 1 кВт стоит одинаково для всех, то чтобы компенсировать энергоснабжающим компаниям недопоступление денег из-за сниженной цены электроэнергии ночью, нужно добавлять еще 0,5 коп. к оптовой цене, и она станет 20,5 коп. для каждого потребителя. Точно также следует поступать при введении любого другого дифтарифа — эта преференция через повышение оптовой цены будет разноситься на всех потребителей.

Необходимо ли в ближайшее время менять систему разделения предприятий на два класса с соответствующим изменением тарифов на электроэнергию для потребителей?

– В НКРЭ уже разработана методика и есть постановление о переходе на четыре класса (первый — до 35 кВ, второй — до 10 кВ, третий — до 6 кВ, четвертый — до 0,4 кВ). Такое разделение было бы честным и более прозрачным. Тогда можно было бы четко определить затраты первого класса и установить для него тариф. Точно так же для второго, третьего и четвертого классов. Очевидно, что для первого и второго классов тариф стал бы меньше. Для третьего, наверное, сохранился на нынешнем уровне. Но для четвертого класса вырос бы существенно. А четвертый класс — это население. При потреблении населением 20% электроэнергии в Украине, на него приходится около 80% затрат.

Ежегодные потери составляют 6 млрд. грн., и мы их перекладываем на других потребителей. Не говоря уже о том, что сейчас население платит до 13 коп. за кВт (без НДС), а должно платить 28 коп. При сегодняшнем среднем тарифе для второго класса 28 коп. за кВт без НДС в случае перехода на четвертый класс тариф для него должен быть 38 коп.

Размер необходимой дотации может вырасти с 6 млрд. грн. до 12 млрд., и мы автоматически еще больше нагрузим нашу промышленность. Вместо того чтобы привести тарифы для населения к экономически обоснованным цифрам, мы усугубим ситуацию. Короче говоря, пока мы не приведем тарифы для населения к реальным затратам, переход на четыре класса экономически не обоснован.

Тем не менее во всем мире практика такова: население платит больше, чем промышленность. Это аксиома: чем дешевле тариф на электроэнергию для промышленности, тем дешевле товар, который производится. Люди, которые работают, получат хорошую зарплату и смогут заплатить за дорогую бытовую электроэнергию.

Мы же все перекладываем на промышленность и заигрываем с народом. По сути, мы его обманываем. Через несколько месяцев мы все равно вернемся к теме повышения тарифов для населения. Это объективная реальность.

Правительство собиралось ввести «нулевой» класс промышленных потребителей электроэнергии. К нему предлагалось отнести предприятия, у которых доля электроэнергии в себестоимости производимой продукции более 20% (как вариант — 30%). Ваше отношение к такому механизму решения проблемы?

– Можно вводить какие угодно классы. Вопрос остается прежним: где взять средства, чтобы покрыть разницу. Переложить на других потребителей? Мы же регулятор, наша задача сбалансировать интересы как потребителя, так и производителя. Я могу объяснить введение дифтарифов, если таковы требования системы. Но введение, скажем, «нулевого» класса экономически обосновать пока не могу.

До марта 2005 года для ЗАлКа и Запорожского титаномагниевого комбината электроэнергия поставлялась по дифтарифу, который регулировался в зависимости от цены на металлы на Лондонской бирже. Какой механизм введения дифтарифа возможен в нынешней ситуации?

– В отношении алюминиевых производств Кабинет Министров пытается идти прежним путем, в привязке к цене на алюминий на Лондонской бирже. Придумать что-то лучше вряд ли возможно. Напомню только — НКРЭ приравняло ЗАлК к первому классу.

Что касается механизма, раньше за базовую цену была взята цена 1,5 цента за кВт и, в зависимости от колебаний цены на металл, она умножалась на определенный коэффициент.

Сегодня, исходя из тех цен, которые у нас складываются на рынке (все понимают, что произошел рост оптовой цены из-за подорожания угля, газа и других энергоресурсов), базовая цена не может быть меньше 2,5 центов за кВт.

Но, повторяю, это не дифтариф — это преференция. Она может быть логичной и необходимой с точки зрения государства. Значит, нужно просчитать убытки и доходы от введения такой преференции с точки зрения государства, и готовить решение.