Чем отличается газета от пиар-агентства*

Давно хотел написать об этой наболевшей журналистской и, более того, считаю, - общественной проблеме. Люди, которые постоянно появляются на полосах деловых изданий (то есть, в первую очередь, известные предприниматели и банкиры), часто жалуются на необъек
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Уверен, почти каждый мой коллега не единожды получал, мягко говоря, неприятные звонки и письма, в которых его обвиняли в опубликовании информации, которую «он не имел права обнародовать, поскольку это ставит компанию/банк в неприглядное положение в глазах общественности»; приведении источников, которые «этого не желали, да и, в общем-то, не говорили»; связывании тех или иных предприятий и финучреждений с олигархами и сильными мира сего, «а этого не надо было делать».

Частыми бывают ситуации, когда сотрудники пресс-служб или отделов по связям с общественностью хотят поменять заголовки в статьях, «потому что они не понравились нашему шефу», поставить фото, «на которых наши руководители красиво выглядят». На прошлой неделе со мной вообще произошел презабавный случай. Руководитель пресс-службы одного из крупных отечественных банков потребовала (!) от меня писать статьи об их учреждении (будто бы мы этого никогда не делали!), «писать как можно чаще», и даже сразу прислала тему (с пометкой «важно») - о пустячной выплате процентов по облигациям одного из клиентов…

При этом, когда тебе нужна действительно важная информация, и ты просишь пиарщиков банка помочь с комментарием руководителя, они почему-то этого не могут сделать: либо вовремя, «потому что шеф на совещании» (на самом деле болтает с женой о новой норковой шубе), либо вообще - «потому что босс уехал в неизвестном направлении» (на самом деле вышел покурить). Помню, я когда-то звонил по телефону секретарше одного банкира 19 (!) раз (специально считал) с раннего утра до семи часов вечера, а он то «вот-вот должен прийти», то «буквально пять минут назад ушел». Если же ты попросишь сотрудника пресс-службы дать номер мобильного телефона руководителя, то в ответ обычно слышишь: «Это невозможно!» При этом подразумевается следующее: «Разве может мой драгоценный шеф опуститься до разговора по мобилке с каким-то журналистишкой!»

Я не упоминаю такие «мелкие» типичные неприятности в процессе общения с пресс-службами, как предложение после редактора еще раз вычитать статью («мы вам там все правильно исправим!»), писать цифры с точностью до десятитысячных, и вообще, чтоб рубрика была – «самая лучшая компания/банк в мире» (это я шучу)…

А теперь уже серьезно. Как-то одно издание, проявив смекалку, истинный журналистский профессионализм (да и деньги – чего греха таить!), напечатало оценки деятельности банков CAMELS (которые обычно не разглашаются) – грубо говоря, как финучреждения сработали по итогам года – кто на «двойку», кто на «пятерку». Эта информация крайне важна для вкладчиков – ведь они таким образом могут узнать, какой банк лучше работает, куда нести деньги. То есть в данном случае журналисты исполнили действительно социально значимую функцию. Однако банки жутко обиделись на такую откровенность и солидарность с основной массой читателей и даже объявили информационный бойкот моим коллегам…

Понятно, что никто не хочет терять клиентов, которые приносят деньги, никто не хочет лезть в карман через какого-то «журналюгу». Понятно, что собственники дадут «по голове» менеджерам, те пресс-службе, а те захотят сделать то же самое с прессой. Однако вряд ли это удастся – писали, пишем, и будем писать – и даже то, что не нравится…

* за заголовок благодарю моего коллегу Влада Головина