Россия перекраивает авиастроительный рынок

Крупнейший в мире производитель коммерческих самолетов, французский Airbus, готов помочь президенту России Владимиру Путину консолидировать аэрокосмическую отрасль. Французский авиастроитель привез в Москву план стратегического сотрудничества, который оце
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

План Airbus предоставляет возможность российским компаниям в течение последующих 25 лет зарабатывать по $1 млрд. в год. Само по себе сотрудничество предполагает инвестиции в размере $20 млрд. на совместную разработку нового самолета. На сумму в $3 млрд. российские компании будут поставлять французам детали для нового лайнера А350. Оставшиеся $2 млрд. будут потрачены на переоборудование самолетов из пассажирских в грузовые.

«Сегодня существует жесткая конкуренция между крупнейшими авиапроизводителями за сотрудничество с такими рынками, как Россия и Китай», - комментирует агентству Bloomberg представитель инвестиционной компании Agip Investment.

На волне консолидации и заказа «Аэрофлота»

Предложения Airbus о сотрудничестве поступило в тот момент, когда президент Путин объявил о консолидации оборонной промышленности, которая будет включать в себя и создание авиакосмического холдинга, объединяющего как частные, так и государственные компании. Россияне надеются, что новый холдинг станет достойным конкурентом европейского European Aeronautic, Defence & Space Co. (EADS) и американского Boeing.

Президент Путин 21 февраля подписал указ о создании «Объединенной авиакорпорации», которая объединит в себе государственные компании «Сухой», «МиГ», «Иллюшин», «Туполев», а также публичную компанию «Иркут», часть которой принадлежит EADS.

Более того, Airbus успел сделать свое предложение накануне принятия «Аэрофлотом» решения о закупке 22 пассажирских самолетов. Кроме этих лайнеров, компания не исключает возможности приобретения еще дополнительно 12 самолетов. В общей сложности заказ «Аэрофлота» оценивается в $3 млрд. Россияне в данный момент выбирают между самолетами производства Boeing и Airbus. Свое окончательное решение «Аэрофлот» объявит уже в марте. Широкомасштабное сотрудничество французской компании с Россией может подтолкнуть «Аэрофлот» остановить свой выбор на лайнерах Airbus. «Все что угодно может повлиять на наше решение. Но руководство будет принимать его, основываясь исключительно на прагматизме, - говорит заместитель исполнительного директора «Аэрофлота» Лев Кошляков. – Однако у наших акционеров могут быть и другие приоритеты». Правительство России владеет 51% «Аэрофлота». Возглавляет компанию зять бывшего президента страны Бориса Ельцина – Валерий Окулов.

Битва за Россию

В течение ближайших трех лет Airbus должен определиться с технологиями, которые будут использованы в новом лайнере, и компания хочет, чтобы Россия присоединилась к его созданию с самого начала проекта. «Россия хочет создать свою мощную гражданскую авиацию, и для этого ей необходимо сотрудничество с крупным международным авиастроителем», - говорит Сергей Кравченко, президент Boeing Russia. Он отказался прокомментировать агентству Bloomberg предложение, которое сделал правительству России основной конкурент компании, сказав лишь, что Boeing «…сделает все возможное, чтобы сохранить свои лидирующие позиции на российском рынке».

Boeing и Airbus собирают заказы на свои новые самолеты, основной отличительной чертой которых будет существенная экономия топлива. Новый Boeing 787 будет готов к коммерческой эксплуатации уже в 2008 году. Двумя годами позже Airbus представит свой лайнер А350. Обе компании заинтересованы в сокращении издержек при производстве своих новых моделей, и это им может обеспечить российский инженерный гений вместе с дешевой рабочей силой.

«Airbus очень хочет получить от «Аэрофлота» заказ, который, похоже, достанется Boeing, - говорит Ричард Абулафия, вице-президент американской консалтинговой компании Teal Group. – Но еще больше французы хотят успеть закрепиться на российском авиастроительном рынке, перед тем как, возможно, он вновь закроется, чтобы действовать изнутри».

Экспансия на российский авиарынок

В декабре 2005 года European Aeronautic, Defence & Space Co. (EADS) заплатила $63,5 млн. за 10% компании «Иркут», которая производит истребители для «Сухого». Boeing нанял 1200 человек для своего инженерного центра в Москве. Именно здесь была разработана носовая секция и некоторые элементы крыла для будущей модели Boeing 787. Итальянская Finmeccanica SpA на этой неделе приобрела 25% подразделения «Сухого» по строительству гражданских самолетов