Киевские маршрутки притормозят

Киевская власть усилит свое влияние на перевозки в маршрутных такси, в частности на ценообразование. Теперь управление транспорта Киевсовета будет проводить строгий мониторинг маршруточников и получит право расторгать договор на перевозки в случае изменен

Только по билетам

На эти меры столичная власть пошла в ответ на требование киевского отделения Антимонопольного комитета. Тот уверен: если не принять мер, очень скоро Киев столкнется с необоснованным повышением цен на услуги перевозчиков. «Мы проанализировали деятельность перевозчиков и выявили: цены на проезд повышаются из-за внутренних проблем перевозчиков, в частности присвоения выручки водителями. Мы рассматриваем это как недобросовестную конкуренцию», – пояснил «ДЕЛУ» глава Киевского отделения Комитета Николай Лисицкий.

Он подчеркнул, что если проверку убыточной части деятельности перевозчиков – затраты на бензин, резину и т.д. - проверить довольно легко, то прибыльную часть определить практически невозможно. «Водители говорят о том, что перевозят, скажем, 300 человек в день, а на самом деле их за полтысячи. А потом перевозчики приходят и говорят, что им не на что купить резину, отремонтировать автобус, приобрести топливо», - возмутился он.

Лисицкий не исключает, что цены на проезд могут быть повышены. Но уверен, что необоснованные причины этого киевская власть упразднит. «Это основа бизнеса во всем мире – если бизнесмен хочет поднять цену, то он должен это обосновать. А метод только один – независимый аудит деятельности, который должен быть проведен до оглашения требования повышения цены», - сказал он. В скором будущем такой же контроль ожидает перевозчиков и в регионах. «Там только присматриваются, а в столице мы это уже делаем», - подытожил Лисицкий.

Дешевле некуда

Столичный рынок маршрутных перевозок один из наиболее доходных - операторы оценивает его объем в 450-500 млн. грн. На рентабельном маршруте автобус «Богдан» стоимостью $30 тыс. окупается за год. Однако из-за повышения цен на топливо перевозчики заявляют о необходимости повышения цен на свои услуги. Виктор Рева, глава Всеукраинской ассоциации автоперевозок, отметил, что реально цена на перевозки уже сегодня может быть на 25% выше граничной (устанавливает управление транспорта горадминистрации). «Когда летом повышались цены на проезд, перевозчики уступили четверть цены. Мы пошли навстречу городской власти, изыскали скрытые резервы и не подняли цену резко», - разъяснил он. В Ассоциации уверены, что АМК превысил свои полномочия, давая рекомендации об уровне цен в маршрутках. Ведь влияние властей распространяется только на коммунальный транспорт. «Мы можем поднять цену хоть завтра», - уверен глава Ассоциации.

Виктор Рева сообщил, что никаких проверок на маршрутках столичная власть пока не проводила. «Я сомневаюсь, что управление транспорта в состоянии провести такую проверку. Контроль происходит на коммунальных регулярных маршрутах, на частных же это затруднительно», - сказал он.

Гостранспорту тоже не сладко

Пока власти сообща с АМК занимаются ценообразованием на частных маршрутах, повышение цен может произойти на коммунальном транспорте. Как сообщил заместитель Киевского городского головы Владимир Яловой, транспорт в будущем сезоне может не получить дотаций из городского бюджета. В то же время цены на проезд в Киеве остаются на нынешнем уровне только благодаря государственным дотациям. «В связи с перевыполнением бюджетных показателей в киевский бюджет будет направлено 70 млн. грн. Это только временное урегулирование ситуации», - убежден Яловой. Если дотации транспортникам не достанутся, сдержать уровень цен не получится. «Цены на транспорт установлены искусственно. Без дополнительных средств они не смогут остаться на прежнем уровне», - подчеркивают Людмила Михно, пресс-секретарь Ялового.