Таможенный сервер «упал» по плану

Сегодня все таможенные пункты Украины перейдут на бумажный режим работы. Импортеры готовятся к очередям на границе

Возвращение к устаревшему формату, заверяют таможенники, связан не с назначением нового руководства, а с переносом базы данных Государственной таможенной службы (ГТС) на новый сервер. Его замена планировалась еще весной этого года. Технические работы, по имеющейся информации, будут проводиться до 7 ноября. В это время пропуск грузов будет осуществляться с использованием бумажных копий документов контроля за доставкой грузов.

«Сейчас муссируются слухи о том, что это связано со сменой руководства службы. Но на самом деле это давно запланированное мероприятие», - объясняет глава медианаправления ГТС Валерий Клочок. По его словам, текущая работа таможни никоим образом не пострадает. Есть специальный порядок приема грузов в случае сбоя работы системы базы данных. Им и будут пользоваться все без исключения региональные таможни в эти дни.

Таможенники готовы

На региональных таможнях никаких проблем в период с 1 по 7 ноября не ожидают. По словам сотрудников, работать в бумажном режиме им приходилось и раньше.

Первый заместитель начальника Ужгородской таможни Василий Шайда заверил «ДЕЛО», что на его участке любые задержки исключены. «Мы провели учения, технология отработана. Сервер может не действовать и полмесяца, и месяц - у нас есть определенный порядок действий, которые четко предусмотрены», - говорит Шайда.

Заместитель начальника Волынской таможни Сергей Ханюк пояснил, что согласно новому режиму, все данные о приходящих грузах будут заноситься на внутренний сервер региональной таможни, а затем перенесутся на общеукраинский. «На общий сервер они попадут чуть позже, вот и все», - подчеркивает он.

Таможенники в один голос говорят, что проинформировали субъектов внешнеэкономической деятельности об изменении порядка прохождения контроля. Например, в Закарпатье информация доводилась через местную прессу. Кроме того, на пропускных пунктах заблаговременно появились соответствующие объявления.

Импортеры не в курсе

Правда, оказалось, что немало импортеров не знали об изменении режима прохождения таможенного контроля, несмотря на заверения таможенников. «Об этом мы услышали в прошлую пятницу, но информация не носила официальный характер. Специальных уведомлений или предупреждений в наш адрес не поступало», - рассказывает Владимир Кулинич, начальник отдела компании «Укравтозапчасть».

«Конечно, для нас это был сюрприз, - говорит логистик компании «Адидас Украина» Александр Длугунович. - Мы узнали об изменении таможенного режима из Интернета в конце прошлой недели. Киевская региональная таможня, с которой мы в основном работаем, никаких официальных уведомлений не присылала». 

При этом многие субъекты внешнеэкономической деятельности имеют опыт прохождения таможни с использованием бумажного варианта. “Такой порядок работы таможни выписан в ее внутренних документах. На наш взгляд, региональная таможня готова к работе в таком режиме», - отмечает Кулинич.

Компанию «Адидас Украина» вопрос изменения режима волнует в связи с возможной задержкой грузов. «Если база не работает, и пересечь границу можно только в бумажном режиме, приходится факсом сбрасывать декларации, - подчеркивает Длугунович. - На границе это очень тяжело, образуются очереди, и те, у кого есть факсы, делают свой маленький бизнес. В прошлый раз за отправку факса частники требовали 300 грн.». Он уверен, что и в этот раз очередей на пропускном пункте не избежать.

Вообще же импортеры не приветствуют таможенные нововведения. «Как руководство на таможне меняется, так и база слетает, - резюмируют они. 

По информации Сергея Конива, первого помощника Анатолия Клименко, члена комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, парламентарии не исключают, что отсутствие электронного контроля за внешней торговлей может создать поле для разного рода злоупотреблений. И хотя таможенники опровергают такую возможность, в случае малейших нарушений парламент может инициировать расследование. «Конечно, мы можем начать разбирательство. Главное – наличие жалобы от пострадавшего импортера, направленное в комитет», - говорит Конив.