«Борисполь» и авиаперевозчики не сошлись на скидках

Между государственным аэропортом «Борисполь» и компаниями, которые в нем базируются, возник конфликт. О ситуации рассказывает представитель авиаперевозчиков - президент компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) Юрий Мирошников.

В чем собственно заключаются разногласия между авиаперевозчиками и аэропортом «Борисполь»?

– Последнее время постоянно был на поверхности конфликт между аэропортом и «АэроСвитом» относительно земли и строительства терминала. Мы оказались вовлечены в другой конфликт – между аэропортом и всеми авиаперевозчиками, которые в нем базируются. У нас в рамках договора с «Борисполем» предусмотрен ряд мотивационных моментов. Кое-что было выполнено, но эти стимулы значительно отличаются от тех, которые предусмотрены государственной программой стимулирования развития авиаперевозок. В результате в прошлом году удельные расходы МАУ на обслуживание в своем базовом аэропорту выросли в расчете на один рейс на 35%. Насколько я помню, ставки и сборы аэропорта не пересматривались с 1998 года.

Все аэропорты мира стимулируют развитие перевозок, понижают свои цены, конкурируют друг с другом и позволяют конкуренцию внутри себя. Конечно, как естественный монополист «Борисполь» понижать свои доходы не станет, поскольку клиенты к нему все равно придут.

Но сегодняшний конфликт вызван определенными шагами со стороны «Борисполя»? Что происходит конкретно?

– Да, есть два конкретных обстоятельства. Первое - подготовлен приказ, который находится сейчас на визировании в Минэкономики и Минюсте, о введении системы скидок, которые поощряют прирост объемов авиакомпаний (пассажиропоток, количество рейсов). То есть чем больше ты летаешь, чем больше перевозишь пассажиров, тем больше размер скидки. Эти скидки предусмотрены в очень разумных пределах - естественно, до ноля никогда не дойдет.

Аэропорт считает, что это чуть ли не прямое лоббирование интересов отдельных украинских авиакомпаний. В ответ «Борисполь» подготовил обращение, в котором пытается убедить иностранные авиакомпании подписать письмо протеста против этого приказа. Однако предусмотренная в проекте приказа система поддержки «своих» авиакомпаний на самом деле работает во всем мире.

То есть новация не вызывает протеста у ваших иностранных конкурентов?

– Представители иностранных авиакомпаний, которые базируются в аэропорту «Борисполь», не увидели в этом ничего странного. Та же Lufthansa, которая сегодня летает через «Борисполь» больше всех иностранных компаний, тоже сможет получить скидки. Безусловно, ее размер будет не такой, как для МАУ или «АэроCвита», но тоже достаточно солидным.

Второй факт, с которым мы столкнулись совсем недавно – это письмо, полученное в начале февраля. В нем нас уведомили, что имущество аэропорта, которое мы арендуем у аэропорта согласно целому списку договоров, теперь передано в управление какой-то новой структуре. И что все вопросы, связанные с этими договорами, мы должны решать теперь с этой структурой. Сегодня договоры у нас подписаны напрямую с аэропортом «Борисполь» и, судя по его экономическим результатам, проблем с доходами у него нет. Договоры разные - есть долгосрочные, есть годичные. Сейчас наши юристы проводят анализ всех этих договоров, всех деталей, связанных с этим неожиданным требованием «Борисполя».

Вы хотите сказать, что аэропорт, используя свое монопольное положение, фактически пытается конкурировать с другими участниками рынка авиаперевозок?

– «Борисполь» пытается конкурировать с нами в ряде направлений - обслуживание пассажиров, техническое обслуживания самолетов, где обычно действуют либо авиакомпании, либо специализированные фирмы. А аэропорт, учитывая естественную монополию на площади, на терминальные помещения, обычно ограничивается арендными отношениями.

Если «АэроСвиту» удастся реализовать свои планы по строительству собственного терминала, монополия «Борисполя» в этом транспортном узле будет разрушена.