Без шансов стать европейцем

Самые многочисленные иммигрантские арабские общины в мире - в Европе и в США - живут разной жизнью: первые за чертой общества, вторые - как его полноправные члены

Коренное население Франции и других европейских стран сохранило свою этническую идентичность, что сразу на этом фоне выделяет иностранца. В США, например, за свою историю переживших не одну волну наплыва иммигрантов, иностранцу живется гораздо спокойнее.

Арабское и мусульманское население США ощутило на себе негативное отношение со стороны других этнических групп после терактов 11 сентября 2001 года. Но эта неприязнь так никогда и не достигала такого масштаба, какой сегодня существует во Франции. «Дискриминация против арабов в Соединенных Штатах действительно существует. Но она, в отличие от той же Франции, не мешает арабу устроиться на работу», - цитирует агентство France Press профессора истории исламского мира Вашингтонского университета Ивон Хаддат.

Арабы и мусульмане, проживающие в США, в абсолютном большинстве случаев считают себя американцами. Это позволяет им достаточно безболезненно интегрироваться в активную общественную среду, сохраняя при этом свои национальные традиции, религиозные предпочтения и т.д. «Чтобы считать себя полноценным французом, жителю из арабской страны необходимо отказаться от своего вероисповедания, забыть свой прежний образ жизни и образ жизни своих предков. В Америке этого делать вообще не нужно», - продолжает Хаддат.

Впрочем, арабское население в США принадлежит к национальным меньшинствам, и его количество составляет меньше 1% от всего населения США. Арабы составляют 3/4 всех американских мусульман, которых в США насчитывается от шести о семи миллионов. Арабские американцы и мусульмане имеют лучшее образование и больший уровень дохода, нежели среднестатистический американец.

«Жизнь арабского мусульманина в Соединенных Штатах и в Европе – это несопоставимые вещи», - говорит Эдина Лекович, руководитель совета Muslim Public Affairs Council (США), добавляя, что американские арабы менее изолированы, чем их европейские соплеменники.

Если говорить о массовых бунтах, то в Америке среди арабов они возможны только на основе каких-либо религиозных притеснений или гонений. Но экономические или политические причины на данном этапе не могут лечь в основу массового протеста арабского населения Америки.

«То, что происходит во Франции, – это стечение многих обстоятельств и, если можно так сказать, случайных событий», - уверена Лекович. Французское правительство ведет более мягкую, нежели США, политику по отношению к проживающему на ее территории арабскому населению. На французских арабах, в отличии от американских, не отражается политическая ситуация в Палестине или Ираке. На них отражается то, что происходит внутри страны.

Сегодняшние французские бунты – это отражение событий, происходивших в США в 1960-х годах, во времена преследования негритянского населения. Кульминацией этих событий стал масштабный бунт в Лос-Анджелесе. «Это отчаянная попытка изолированного социального класса, в данном случае этнической общности, разорвать сузившейся круг отчаяния и злобы», - цитирует пакистанская газета Daily Times Джеймса Зогби, президента Арабского американского института. «Арабские дети еще долго будут расти не только в среде экономического андеркласса, но и в социальной среде, где у них не будет никаких шансов стать французом, голландцем или немцем», - подытоживает Зогби.

«Арабская проблема» Франции

Главная проблема более 6 млн. арабов, проживающих во Франции, - это невозможность ассимилироваться с коренным населением. Чтобы арабу стать французом, ему необходимо отречься от мусульманской культуры и принять европейскую. Во Франции проживает около 60 млн. человек. Каждый десятый - выходец из арабской страны.