Наше вкусное сало уходит в Россию

Заместитель начальника Сумской таможни по правоохранительной работе, начальник службы по борьбе с контрабандой Павел Рекуненко рассказал «ДЕЛУ» об излюбленных схемах незаконного пересечения украинско-российской границы и почему это сделать так легко

– Что чаще всего незаконно перевозят из Украины в Россию?

– Контрабандисты – народ смышленый и они быстро реагируют на изменения конъюнктуры рынка. На рынке в Курске (Курская область граничит с Сумской) вы сейчас сможете найти украинские сыр и масло. Торговля подпольная, контрабандное перемещение – как было, так и есть. Так исторически сложилось, что у нас вкусное сало, хорошее мясо – оно туда идет. То же самое – молочные продукты. Закономерностью являются и запчасти к автомобильной технике, но здесь прослеживается паритетный обмен: их везут как из Украины, так и в Украину.

– А что везут к нам из России?

– Есть товары, которые перевозят часто, а есть такие, что постоянно. Например, горюче-смазочные материалы, сахар – это традиционный набор для транспортировки в Украину в течение последних 10 лет: дает о себе знать разница в ценах. Когда начался газовый конфликт, мы зафиксировали несколько задержаний незаконной перевозки бытовых газовых баллонов. Сейчас вот, например, цена на сахар поднялась до 5 гривен, и мы прогнозируем, что хлынет волна сахарных перевозок из России. Тем более что в российском городке Теткино, который граничит с нашей Рыжевкой, работает сахарный завод. В прошлом году мы задерживали партии оборудования для военной техники на 208,8 тыс. грн., грузовик со 125 рулонами ткани, а также крупную партию искусственной кожи на сумму 249,2 тыс. грн.

– Наркотики часто перевозят?

– Да, это тоже традиционный товар. В основном контрабандисты перевозят легкие наркотики (коноплю, марихуану) небольшими партиями: от 200-300 грамм до килограмма. Но с наркотиками на Сумской таможне проблематично: у нас нет базы для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сейчас мы в основном констатируем факт: кто-то перевозит наркотик. Была бы у нас оперативно-розыскная база – мы могли бы работать на опережение: собирать информацию и контролировать готовящиеся перемещения.

– Антиквариат, валюту приходилось изымать?

– Два случая по антиквариату было в прошлом году: старинное Евангелие и раритетный австрийский орден. В январе нынешнего года мы задержали контрабандный автомобиль Porsche Cayenne 2003 года, стоимость которого 447 тыс. грн. Автомобиль значился в угоне, и у владельца были поддельные документы.

– Какие схемы незаконной транспортировки товаров через украинско-российскую границу известны сумским таможенникам?

– Схемы очень просты, с учетом состояния нашей границы.

– А каково ее состояние?

– Граница на всем протяжении российско-украинского участка как таковая не обозначена. Деление чисто условное. Поэтому используются существовавшие испокон веков тропинки, проселочные дороги. Дороги, нужно сказать, в ужасном состоянии, во многих местах знаки просто отсутствуют. Перемещаются пешком, гужевым транспортом, даже, как ни странно, на мотоциклах. Например, мы задержали газовые баллоны, которые перевозили на мотоциклах. Часто используют «одноразовые» транспортные средства: ветхие авто, задача которых – пересечь границу, которые не жалко «бить» по бездорожью.

На нарушителей работают целые бригады из местных жителей. Они технически оснащены: рации, мобильные телефоны. У них хорошо налажены каналы внутренней коммуникации: они отслеживают опасные для них ситуации. Мы перекрываем одну лазейку – они ищут другой способ. Кроме того, для незаконного перевоза товаров, валюты используются представители социально незащищенных слоев населения – например, старики, которых подозревают в последнюю очередь и поэтому меньше проверяют при осмотре. Но эти машины-одиночки экономику Украины сильно не подорвут. Наша задача – отслеживать четко налаженные каналы, когда идет контрабанда составами.

– А эти проселочные дороги и тропинки охраняются?

– Я бы не сказал, что они не охраняются, просто у нас подход к этому вопросу особый. Вся протяженность границы взята под контроль. Но нет нужного количества автомобилей в пограничных службах, в пограничных отрядах служат солдаты срочной службы. Нужно взвесить, чего мы хотим: экономически защитить или технически оборудовать кордон. Ведь защита заключается не в том, что вдоль границы будет ходить пограничник с собакой.

– А в чем?

– Ставку нужно делать на технические вопросы. Видеокамеры, системы видеоконтроля, когда нарушитель даже не будет видеть и понимать, что его действия отслеживаются пограничными службами.

– По каким статьям Таможенного кодекса Украины предусмотрена ответственность за нарушение правил пересечения украинско-российской границы?

– В настоящее время в таможенной службе возобновляется одна положительная тенденция – мы уходим от мелочных протоколов и не берем за основу для статистики количество протоколов. Сейчас мы анализируем «стоимость» протокола, его финансовый вес и серьезность состава правонарушений. Категории же статей Таможенного кодекса, нарушение которых принимается во внимание и на основе которых дается оценка работе таможне, такие: ст. 340 – недекларирование товаров на посту, ст. 351 – незаконное перемещение в обход таможенного контроля, ст. 352 – сокрытие товара на таможне и ст. 353 – приобретение товаров, незаконно ввезенных на территорию Украину.

– Какая ответственность предусмотрена за эти правонарушения?

– В основном это штрафы. По некоторым статьям предусмотрена альтернатива: или штрафы, или конфискация предметов. За незаконное перемещение предметов, например, предусмотрен и штраф, и конфискация. Для физических и юридических лиц размер штрафа разный. Для физического лица штраф может быть от 50 до 200 минимальных заработных плат, а нижний предел для юридического лица начинается с 500 «минималок». Проблема в том, что и старый Таможенный кодекс и нынешний, новый, является жестким. Он не разграничивает ситуации. Ведь есть люди, которые попали «под статью» чисто случайно, без умысла, а приходится применять санкции карательного характера, а не воспитательного.