«Укравтодор» избавляется от дорог

Государственная служба автомобильных дорог инициирует приватизацию "Автомобильных дорог Украины" и передачу дорог в управление местным властям

Дочерние предприятия государственной акционерной компании (ГАК) "Автомобильные дороги Украины", занимающиеся капитальным строительством, ремонтом и реконструкцией дорог, должны быть приватизированы, считает председатель Государственной службы автомобильных дорог "Укравтодор" Вадим Гуржос. Согласно его планам, дороги местного назначения совместно с эксплутационными предприятиями будут переданы под контроль местных органов власти. “Губернаторы должны отвечать за содержание местных дорог на их территории», - объясняет  Гуржос. По его мнению, в ведении государства должна оставаться эксплуатация и содержание дорог государственного значения.

Относительно ремонта и реконструкции председатель "Укравтодора" считает, что центральным властям «негоже стоять с лопатой на дороге», государство должно выступать в качестве заказчика.

По информации Александра Романчука, руководителя пресс-службы «Укравтодора», сейчас в ведении государственной службы находится почти 175 тыс. дорог, из которых 80% (140 тыс.) - местные дороги. «Все ли они будут переданы местной власти, пока не ясно. Ведь некоторые местные дороги могут перейти в разряд государственных», - поясняет он. Конкретный перечень объектов приватизации пока не определен.

 «Этот вопрос уже поднимался на заседании Кабмина и выносился на рассмотрение. Но пока решений не принято и о конкретных сроках говорить рано», - подчеркивает Романчук. Председатель парламентского комитета по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи Валерий Пустовойтенко подтвердил что в комитет никаких документов по «Укравтодору» не поступало.

Не в деньгах счастье

В «Укравтодоре» уверяют, что первопричиной их инициативы стало желание  оптимизировать использование бюджетных средств, которые выделяются на реконструкцию дорог. «Вместе с дорогами мы передаем местной власти те финансовые  ресурсы, которые выделяются на реконструкцию. На местах лучше знают, где сегодня дорога требует ремонта», - объясняет Александр Романчук. Однако не все согласны с официальной версией, озвученной компанией.

«Повесили кредиты на голову государства, а сами убежали, - говорит член профильного парламентского комитета Николай Круглов. - Ответственность будет нести государство, а предприятие, которое получало эти средства, просто исчезнет». Он уверен, что местные власти, которым предлагается отдать в управление дороги, не могут нести ответственность за старые долги центрального органа, которые сегодня, по приблизительным подсчетам депутата, перевалили за $1 млрд.

По мнению Круглова, инициатива «Укравтодора» нелогична и необоснованна. «Президент в октябре подписал Закон «Об автодорогах», в статье 10 которого четко указано, что государственное управление автомобильными дорогами общего пользования осуществляет государственная служба автомобильных дорог Украины», - отмечает он.

Депутат уверен, что в период, когда государство борется за транспортные коридоры, приглашает крупных инвесторов и вносит коррективы в законодательство о концессиях, нелогично передавать полномочия по управлению дорогами в регионы. «Это то же самое, если принять решение о ликвидации Генштаба, а вместо него организовать отряды самообороны на местах», - заключает Круглов. Тем не менее он подтверждает, что разговоры о частичной приватизации или переподчинении «Автомобильных дорог Украины» сейчас активизировались.

На грани банкротства

В ГАКе сомневаются в радикальном улучшении состояния компании даже после приватизации. Ее финансовые проблемы не дают руководству повода для оптимизма. «Возможно даже банкротство некоторых дочерних предприятий», - говорит Николай Климчук, заместитель главы правления «Автомобильных дорог Украины».

Он отметил, что меры, предпринятые «Укравтодором» вряд ли принесут компании большую пользу. «В любом случае должно пройти еще несколько заседаний, на которых будет определено оптимальное решение  и разработан механизм его реализации» - считает Климчук.

Однако Круглов считает, что в транспортную отрасль пришли непрофессионалы. «Нынешнее руководство никогда не работало в отрасли и даже не имеет необходимого образования, а поэтому и возникают такие инициативы», - заключает он.

"Автомобильные дороги Украины"

Государственная акционерная компания создана в 2002 году с целью повышения эффективности управления дорожным хозяйством. Ее учредитель и акционер на период до приватизации - Государственная служба автомобильных дорог.  До принятия отдельного решения о приватизации в госсобственности закрепляется 100% акций компании с запретом на их отчуждение. У "Автомобильных дорог Украины" 25 дочерних предприятий