Главный таможенник распишется с импортерами

Новое руководство Государственной таможенной службы предлагает импортерам другие правила игры

7 ноября вступает в действие меморандум о сотрудничестве, подписанный между Государственной таможенной службой и импортерами рыбной продукции. Одновременно, по информации Гостаможслужбы, готовятся к подписанию еще три аналогичных документа с импортерами других видов продукции. «На сегодняшний день с нами практически готовы подписать договор о сотрудничестве импортеры автомобильной продукции. Кроме того, такой же меморандум мы хотим заключить с импортерами бытовой техники и мясной продукции», - заявил глава Гостаможслужбы Александр Егоров.

Меморандум предусматривает, что импортеры в полном объеме оплачивают все необходимые сборы и налоги, а также заявляют реальные цены на свою продукцию. Также таможенникам предоставляется доступ к финансовым и банковским документам импортеров. Именно на этом пункте особо настаивает Егоров. «Мы можем пропускать груз вообще без проверки, даже пустить его в реализацию, но при условии, что в любой момент сможем прийти и потребовать отчет», - подчеркивает главный таможенник страны. Взамен он обещает компаниям, подписавшим меморандум, режим наибольшего благоприятствования при прохождении таможенного контроля и оформлении грузов.

Не кнутом, так пряником

Как объяснили в Государственной таможенной службе, подписание подобных меморандумов – это шаг навстречу импортерам и призыв к сотрудничеству. «Конечно, были случаи занижения цен на ввозимую продукцию. Но сейчас мы хотим начать все с чистого листа, - говорит руководитель медианаправления Гостаможслужбы Александр Вовченко. - Мы во всем идем навстречу импортерам. Даже выбрали удобное для них время для подписания договоров».

Таможенники не хотят действовать драконовскими методами, однако рассчитывают благодаря сотрудничеству с импортерами значительно сократить объем «серого» импорта в Украину. 

Попытки идти путем договоренностей – инициатива нового руководства таможни. Как известно, предыдущий глава Гостаможслужбы Владимир Скомаровский предпочитал более жесткие методы работы, активно воплощая в жизнь инициированную экс-премьером Юлией Тимошенко программу «Контрабанда - СТОП». «Основа всего - доверие», – уверен Александр Егоров. В дальнейшем таможня хочет доверять всем без исключения импортерам. «Мы готовы договариваться со всеми ассоциациями, всеми предприятиями – субъектами внешнеэкономической деятельности», - заверяет он.

Егоров забыл предупредить импортеров

Однако импортеры бытовой техники и мясной продукции в один голос утверждают, что ни о каких договоренностях с таможенниками они не слышали.

Сотрудник департамента логистики компании «Фокстрот» Алла Соколова говорит, что их компания еще не вела переговоров с Гостаможслужбой. «Пока работаем, как и раньше», - отмечает она. «Возможно, чиновник просто озвучил свое пожелание - это не редкость в Украине. Но никакие конкретные шаги пока не предпринимались ни с одной стороны», - констатирует менеджер по маркетингу компании City.сom Анна Рыбаченко.

В украинском филиале словенского концерна Gorenje о планах таможенников также не знают. «Нашу технику завозят из Словении и Чехии украинские партнеры. Они же и решают все вопросы с украинской таможней», - подчеркнула консультант представительства по маркетингу Анна Демьянова.

Импортеры мясной продукции также оказались не готовы комментировать заявления Александра Егорова. «Мы ни о чем подобном не слышали», - утверждает председатель совета директоров Союза птицеводов Украины Александр Бакуменко. Он отметил, что реакция на подобный меморандум со стороны мясных импортеров последует только после детального изучения документа. «Пока говорить не о чем», - уверен он.

Автотрейдеры первые в очереди

Зато операторы рынка импортного автотранспорта готовятся подписать меморандум о сотрудничестве с таможней со дня на день. По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, импортеры преследовали при этом цель максимально упростить ввоз новых машин.

По условиям соглашения с автомобилистами, до 30-го числа каждого месяца ВААИД обязуется предоставить Гостаможслужбе цены на автомобили разных марок от завода-производителя, то есть те, по которым ввозят продукцию официальные импортеры. Все компании, входящие в ассоциацию, берут на себя обязательства не растаможивать автомобили ниже представленных цен.

Как пояснили таможенники, если участники рынка указывают цены ниже записанных в меморандуме, растаможивание происходит только при участии экспертов - представителей Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Цена автомобиля на самом деле может быть ниже указанной ассоциацией только при распродаже. В таком случае эксперты ВААИД делают запрос на завод и узнают реальную цену автомобиля, а также выясняют, планируется ли такая распродажа. «Если же в действительности автомобиль стоит больше, таможня отказывает в оформлении груза», - говорят в ассоциации.

При этом все участники ВААИД, от имени которой подписывается договор, получают облегченное таможенное оформление. «Автоимпортеры получают режим наибольшего благоприятствования, намного упрощается таможенное оформление. К примеру, на нас не распространяется ценовая экспертиза - таможня растаможивает на веру», - говорит Олег Назаренко.

Взамен таможня имеет право выборочно проверять любой товар, а импортер обязуется предоставить доступ ко всем финансовым документам. «По закону таможня не имеет такого права. Однако мы готовы предоставить все документы: если я ничего не крал, мне нечего бояться», - говорит Олег Назаренко. 

Эксперты в свою очередь считают, что представители автомобильного рынка пошли на договоренность с таможенниками осознанно. Они учитывают, что теневой сегмент украинского авторынка необычайно высок - по данным ВААИД, он достигает 52%. Например, все автомобили Infinity и Lexus завезены по «серым» схемам, поскольку официально американские машины, приспособленные к езде в США, не имеют права эксплуатироваться в Украине, а значит, не могли пройти сертификацию на таможне. В идеале данный меморандум, если все механизмы будут работать серьезно, может привести к снижению рынка «серых» машин в Украине до 5-7%, говорят импортеры.