Машиностроение соберут в кулак

Минпромполитики планирует объединить предприятия «Электротяжмаш», «Турбоатом» и Харьковский электромеханический завод в единую корпорацию
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министерство промышленной политики разрабатывает концепцию объединения предприятий энергетического машиностроения. В нее должны войти государственные предприятия Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ), а также харьковские «Турбоатом» и «Электротяжмаш».

Как сообщил министр промышленной политики Владимир Шандра, заказчики предпочитают иметь дело с партнером в виде одного юридического лица, чтобы покупать готовые турбины «под ключ».

Впервые о создании единой корпорации энергетического машиностроения заговорил три года назад Анатолий Мялица, нынешний руководитель корпорации авиапредприятий «Антонов», в бытность министром промышленной политики.

Идея министерства: сторонники и противники

Первый заместитель директора государственного предприятия «Электротяжмаш» Владимир Глушаков, считает, что идея создания единой структуры энергетического машиностроения является хорошей, но пока дальше разговоров дело не пошло. По его словам, корпорация смогла бы объединить усилия предприятий в одних руках, как это практикуется в международной торговле турбогенераторами. Это также позволило бы Украине участвовать в международных тендерах по закупке электрогенераторов. 

«Корпорация позволит освоить комплектные поставки турбин и турбогенераторов. Идея хорошая и все только «за», - резюмирует Владимир Глушаков. Он видит необходимость в том, чтобы в бюджете была предусмотрена статья по гарантиям, которые будет предоставлять корпорация. Потому что любой тендер, любые договоры, которые будут заключаться с иностранным партнером, предусматривают гарантийные обязательства.

В компании «Турбоатом» же видят некоторые проблемы на пути к созданию объединения. Помощник директора предприятия Виталий Салюта считает, что камнем преткновения может стать разная форма собственности компаний, которые министерство намерено собрать в корпорацию. «Электротяжмаш» и Харьковский электромеханический завод являются государственными предприятиями, а мы акционерное, в котором государству принадлежит контрольный пакет акций», - объясняет он.

Салюта также отметил, что у них разное финансовое состояние, и на этой почве могут также возникнуть трудности. «Если, например, ХЭМЗ - полубанкрот, то у нас, напротив, стабильное финансовое положение», - говорит помощник директора «Турбоатома».

В свою очередь директор Харьковского электромеханического завода Евгений Яблонский сообщил «ДЕЛУ», что завод поддерживает идею создания единой корпорации. Он отметил, что хотя предприятия и имеют разную форму собственности, но всеми ими управляет государство, в интересах которого - создание единой корпорации, поскольку по отдельности предприятия конкурируют между собой на внешнем рынке. Примером такого дисбаланса в управлении государственными активами Евгений Яблонский назвал заключение контракта «Турбоатомом» на поставку в Индию четырех турбогенераторов, на котором «Электротяжмаш» потерпел убытки.

ФГИ решит, зачем стране еще одна корпорация

Пока же в Министерстве промполитики разрабатывают концепцию объединения, промышленники обсуждают возможные последствия. Фонд государственного имущества (ФГИ) 17 ноября рассмотрит возможность создания единой энергомашиностроительной корпорации.

Ранее лидер Социалистической партии Александр Мороз, соратник председателя ФГИ Валентины Семенюк, выступил против создания объединения крупнейших предприятий энергетического машиностроения. Аналогичную позицию он занимал и по отношению к подобному объединению в области самолетостроения. "Я обращался лично к президенту Виктору Ющенко, объясняя опасность такого объединения», - говорит Александр Мороз. Он предлагал главе государства создать консорциум, где каждый субъект мог бы иметь право юридического лица со своим финансовым положением. «Это именно то, что на этом этапе нужно", - заверил лидер социалистов.

Напомним, в этом году Кабинет Министров объединил в единую корпорацию ведущие авиастроительные предприятия Украины. В корпорацию вошли Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова, авиастроительный завод «Авиант», Завод 410 гражданской авиации и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие.