Украина в НАТО — убыток для России

Москва потихоньку избавляется от иллюзий, что хорошо знает бывшие советские республики. Наш институт начал изучать бывшие республики именно с Украины. Это самый важный партнер России. Отсюда и огромное внимание к происходящим в Украине процессам. С другой

В Украине сейчас перейден определенный рубеж после вступления в силу конституционной реформы. Это серьезное изменение политической системы. Парламентская система может быть эффективна, а может привести к кризису. Мы кровно заинтересованы, чтобы эта система в Украине оказалась эффективной, поскольку нам нужен партнер в виде стабильного правительства, предсказуемого парламента. Мы соседи, и если украинская экономика идет вверх, это положительно сказывается на российской экономике. Украинский рынок для нас значимый. Поэтому мы начинаем нервничать, когда возникают перспективы, что этот рынок станет вдруг закрытым. Для нас рынок Украины намного более понятный, чем любые другие рынки. Этот рынок для нас более открыт, чем тот же польский рынок, на котором наши компании себя чувствуют неуютно. Российские компании в Польше проигрывают не потому, что имеют плохие предложения, а потому, что российские. В Украине, к счастью, этого нет. Это большая предпосылка для развития нормальных политических отношений.

Что касается вопроса о газе. Российская экономика и ее экспортные возможности очень зависят от того, какая будет цена на газ на внутреннем рынке. Когда мы вели переговоры о вступлении в ВТО, одним из требований была либерализация рынка газа, и важнейшим компонентом этой либерализации было повышение цен на газ на внутреннем рынке. В итоге была найдена компромиссная формула: мы идем на поэтапное повышение цены на внутреннем рынке. То есть вопрос повышения цен на газ касается не только наших партнеров за рубежом, но и внутренних потребителей. Конечно, политическая конъюнктура влияла на решение повысить цены на газ, но в основном – это требование сугубо экономического плана. Что касается рекомендаций нашего института российской власти, я конкретизировать здесь не буду. Есть взаимоотношения с чиновниками высокого ранга, и мне скажут: приехал бы в Москву и сказал, какие ваши исключительно умные пожелания мы не учли, а не за рубежом об этом говорить. В каких-то случаях наши рекомендации принимаются во внимание, в каких-то нет.

Единственно, что в этой связи следует отметить: на газ рыночной цены нет. Здесь в каждом конкретном случае идут переговоры с каждой конкретной страной. Почему Беларуси мы продаем газ значительно дешевле, чем Украине? Я скажу, что с Беларусью специфическая ситуация. Мы фактически строим медленно, но уверенно одно государство. Рассматривается вопрос о переходе на единую валюту, а это может свидетельствовать только об очень глубоком интегрировании наших экономик. Решение РФ поднять для Украины цену на газ - это экономическая необходимость, а не политический ход.

Второй острый вопрос в российско-украинских отношениях - запрет ввоза мясной продукции. Но, как известно, фитосанитарный контроль осуществлялся всегда. И если наша ветслужба сомневается в качестве ввезенного мяса, а это в основном реэкспорт, то Россия и вынуждена была предпринять какие-то меры. Насколько мне известно, сейчас ведутся переговоры, и этот вопрос каким-то образом будет решен. Решение конфликтных вопросов ускорится, если политики обеих стран перестанут обсуждать эти вопросы!

Желание Украины интегрироваться в западноевропейские структуры у нас вызывает неоднозначные оценки. Если вступление в ЕС - вопрос времени, то присоединение Украины к НАТО для нас несет прямые экономические убытки. Мы не видим никакой угрозы для Украины, которая бы могла ее подтолкнуть для вступления в Североатлантический альянс. От такого шага пострадает оборонно-промышленный комплекс обеих стран. Он и так после распада СССР понес огромные убытки, в особенности украинская оборонная промышленность. Ведь производственная цепочка завязана на обеих странах.