Флот должен платить городу до $200 млн. в год

Во столько оценил стоимость аренды земли ЧФ России заместитель председателя Севастопольской горадминистрации Григорий Луцай, и это - не считая экологического ущерба

– Севастополь выиграет, если на место военных кораблей придут торговые суда?

– В Севастополе сегодня работают несколько торговых портов, и есть возможности для строительства новых, причем независимо от пребывания флота. А вопрос флота я бы не ставил так радикально: или флот, или порт. Флот имеет свои плюсы: платежи, которые идут от структур ЧФ в бюджет, высокие зарплаты, трудоустройство, субвенции, которые поступают на развитие города Севастополь. Так, в 2004-м и в 2005-м Севастополь получил по 60 млн. грн. субвенции госбюджета Украины по компенсации потерь от недополучения налога за землю в связи с размещением ЧФ. В 2006 мы получим 100 млн. грн. Также по межправительственным соглашениям в прошлом году мы получили 27,5 млн. грн., а в 2006 году - 14 млн. от правительства РФ на социально-экономическое развитие города.

– Власти Севастополя неоднократно настаивали на увеличении суммы в бюджет Севастополя, которые Россия платит за базирование флота. Вопрос сдвинулся с места?

– Мы ставили этот вопрос еще года три назад. Был разработан проект закона о статусе города-героя Севастополя, в который была введена норма о том, что городу Севастополю представляется субвенция в размере 50% от всей суммы за размещение ЧФ. Однако президент трижды ветировал этот закон.

– Город получает живые деньги от присутствия российского флота?

– В 2004 году город получил 28 млн. грн. иностранных инвестиций, и половина из них - это инвестиции, связанные с деятельностью ЧФ. К примеру, строительство филиала МГУ на территории Лазаревского адмиралтейства (где также базируется ЧФ РФ. – «ДЕЛО») был сдан спортивный комплекс с плавательным бассейном.

– А Россия имеет право проводить подобные строительные работы?

– Вопрос прав в сфере земельных отношений в соглашениях урегулирован нечетко. Горадминистрация по ЧФ не принимает никаких решений и апеллирует к государству Украина, чтобы оно регулировало эти вопросы. Допустим, меняется целевое назначение земли. Флоту России земля, находящаяся в его пользовании, уже не нужна, и он хочет построить жилой дом. Вопрос – может ЧФ это делать или нет. В соглашении написано, что этот вопрос решает соответствующий орган. Раньше горадминистрация считала себя соответствующим органом. Сейчас ведет себя более осторожно и не принимает решений.

– Насколько арендная плата за базирование ЧФ РФ соответствует рыночным ценам?

– ЧФ РФ занимает в Севастополе более трех тысяч гектаров. Если говорить о собственности на землю, то цена может колебаться от 3 до 20 тысяч долларов за сотку - все зависит от месторасположения. Кстати, ЧФ имеет достаточно привлекательные участки. Давайте посчитаем. Если исходить из срока аренды - 15 лет, средней стоимости земли – $10000 за сотку, то получим, что плата за базирование ЧФ РФ составит $200 млн. в год. Но это только земля. А флот использует также недвижимость и радиочастотный ресурс. Плюс имеется экологический вред, связанный с радиоизлучением.

– Среди примеров субаренды объектов ЧФ звучала фирма «Акар», которая арендует причал в Казачьей бухте Севастополя. Вам знакома эта фирма?

– Эта компания активно работала с ЧФ в прежние годы, поставляя и топливо, и продукты. Видимо, на этом заработала серьезную финансовую основу. Компанией приобретено достаточно много объектов недвижимости и построена своя развернутая инфраструктура в Севастополе. К этой фирме мы имеем претензии за неуплату средств в бюджет. В свое время она обязалась за право разместить АЗС в очень удобном месте, построить в городе два подземных пешеходных перехода. Затем прежняя городская власть из соображений, мне не понятных, разрешила их не строить. Под давлением общественности фирма взяла на себя обязательство перечислить 1 млн. грн. в бюджет города, хотя это намного меньше, чем стоит строительство подземных переходов. И вот уже три года мы пытаемся получить эти деньги.