«Адидас» отказался играть по правилам таможни

Глава Государственной таможенной службы подписал очередной меморандум о сотрудничестве с импортерами. Компания «Адидас Украина» отказалась вступать в союз с таможенниками, ссылаясь на неприемлемые условия документа.
В пятницу к числу импортеров, ра

«Адидас» сам по себе

Как стало известно «ДЕЛУ», один из крупнейших импортеров товаров легкой промышленности – компания «Адидас Украина» - не попала в компанию субъектов внешнеэкономической деятельности, подписавших документ. Как пояснил ее логистик Александр Длугунович, «Адидас Украина» посчитала цены, заявленные ассоциацией «Укрлегпром», неприемлемыми для себя.

«Укрлегпром» заявил цены ниже тех, по которым завозим мы», - отмечает Длугунович. По его словам, поскольку «Адидас Украина» не влияет на цены непосредственного производителя ввозимых компанией товаров, то формат меморандума не заинтересовал руководство. «Без сомнения, компаниям, для которых не существует такой проблемы, например, «Спортмастеру», установленные индикативные цены должны быть интересны», - считает специалист.

В «Адидас Украина» также подчеркнули, что не собираются менять свою ценовую стратегию. «Таможенникам и Совету импортеров придется столкнуться с трудностями, поскольку мы - один из крупнейших импортеров - будем продолжать завозить по нашим ценам», - утверждает Длугунович.

Он обращает внимание на то, что многие компании, пользуясь официально установленными заниженными ценами, могут работать «в серую».

Проблемный человеческий фактор

И таможенники, и импортеры не скрывают, что даже после подписания меморандумов проблемы на таможне остаются. Таможенники указывают на то, что некоторые импортеры злоупотребляют оказанным им доверием. «Один из фигурантов «белого» списка, пользуясь правом на упрощенный контроль, провез в своей продукции партию контрабандных сигарет. Это выявили таможни Франции и Польши», - рассказывает заместитель председателя Гостаможни Александр Шейко. Он говорит, что после окончания расследования встанет вопрос о разрыве договора с проштрафившимся импортером.

Кроме того, по признанию таможенников, «человеческий фактор портит всю проделанную работу», и у центрального таможенного начальства есть претензии к некоторым начальникам региональных таможен. «Они проводят тихий саботаж нашей работы», - сетует Шейко.

Импортеры же вменяют в вину таможенникам недостаточно оперативное реагирование на возникающие сложности. «Одна из текущих проблем – невозможность задекларировать рыбную продукцию, если на ней нет этикетки с надписью на украинском языке», - отмечает Олег Лущик, председатель правления Украинской восточной рыбной компании. По его словам, если груз идет для продажи в дальнейшем на территории другой страны, то украинская этикетка - дополнительная сложность.

Президент Союза оптовиков и производителей алкогольной и табачной продукции Вячеслав Сокерчак среди основных проблем импортеров называет задержку груза на таможне при возникновении вопросов. «Когда груз простаивает день-два, это тянет за собой убытки для компании», - подчеркивает он. При этом Сокерчак отмечает, что упрощение работы импортеров, попавших в «белый» список таможенников, налицо. «Главное, что удалось сократить срок таможенного оформления грузов», - поясняет он.

За кулисами осталось самое интересное

На вторую часть коллегии Гостаможни после подписания меморандума журналистов не пустили. Импортеры сослались на то, что в присутствии СМИ откровенного разговора не получится. Однако известно, что субъекты внешнеэкономической деятельности воспользовались случаем, чтобы поделиться с таможенниками наболевшим, и окончание встречи носило менее дружественный характер, чем ее начало. «Скорее это напоминало вербальную драку», - поделился с «ДЕЛОМ» информированный источник.

Какая польза от меморандума

Меморандум о сотрудничестве с Государственной таможенной службой Украины предусматривает, что импортеры заявляют реальную стоимость ввозимых товаров и предоставляют таможенникам доступ к своим бухгалтерским документам.

Первыми, кто подписал меморандум о доверии с таможней, были импортеры рыбной и мясной продукции, а также импортеры автомобилей