«Непроходники» хотят получить 3% за $2 млн.

Исследования «Общественного мониторинга финансирования парламентских виборов-2006» показали, что на предвыборную агитацию партии и блоки в период с 26 ноября 2005 года по 17 февраля 2006 года уже потратили 97 млн. грн.

Экологический ресурс

Такие затраты удивляют, поскольку «ЭКО+25%», по списку которой в Верховную Раду баллотируются 158 человек, имеет минимальные шансы преодолеть трехпроцентный барьер и попасть в парламент. Наиболее авторитетные фигуры партии - Сергей Ермилов – экс-министр ТЭК, Мирон Янкив – бывший губернатор Львовской области, народные депутаты Игорь Насалик и Петр Дыминский, Анатолий Толстоухов – бывший министр Кабинета Министров и заместитель председателя Киевской городской государственной администрации.

Свою рекламную кампанию партия начала одной из первых. Сейчас телевизионную активность «ЭКО+25%» сменил интерес к наружной рекламе. Кроме традиционных рекламных щитов по Киеву партия завесила своими рекламными плакатами выходящие окна ЦУМа на всех пяти этажах.

Власть - народу

Так же рано начал свою рекламную кампанию блок «Влада народу». Наиболее авторитетная фигура этой политической силы – Михаил Уманец, бывший директор Чернобыльской АЭС, бывший председатель Госкоматома. В центральном штабе блока «ДЕЛУ» рассказали, что их 10-секундные ролики транслируются на семи общенациональных каналах, а расходы на ее оплату уже составили 900 тыс. грн. «Не работаем с каналом «1+1» – из-за дороговизны рекламы (1 сек. – более 1 тыс. грн.) и ICTV – из-за жестких условий договора», - рассказал представитель блока Олег Лихальский. Дополнительный акцент делается на пиар-материалах в печатных изданиях, однако этот ресурс остается для блока второстепенным. Начальник центрального штаба блока «Влада народу» Владимир Курко заявляет, что блок, в отличие от лидеров избирательного процесса, уже потративших на кампанию 500-600 млн. грн., инвестировал в свою «раскрутку» порядка 6 млн. грн.

Членские взносы либералов

Значительно позже и менее широкомасштабно начали свои рекламные кампании другие политические силы, практически не имеющие шансов попасть в парламент. В частности, Либеральная партия. Руководитель пресс-центра ЛПУ Лариса Лохвицкая утверждает, что рекламная кампания партии рассчитана на два месяца: февраль и март. По ее словам, нынешние выборы – самые дорогие за всю историю избирательного процесса в Украине: «Либеральная партия существует 14 лет, и мы были участниками всех парламентских выборов. Конечно, содержать партию всегда было дорого, но чтобы за минуту рекламы платить $10 тыс. – это прецедент».

Партия транслирует два вида роликов: по 5 и 20 секунд на двух телеканалах: «УТ-1» и «Киев». В дальнейшем либералы планируют закупить время на «5 канале» и ICTV. «1+1» и «Интер», по ее признанию, - ресурсы недоступные. Первый – из-за стоимости рекламы, второй – из-за отсутствия свободного эфирного времени. Лохвицкая также утверждает, что на рынке бытует мнение, что приличная рекламная кампания на нынешних выборах стоит не меньше $8-10 млн. Однако признается, что у Либеральной партии таких денег нет. «По статистике, 75% партийных бюджетов на избирательную кампанию разворовывается. Поэтому мы считаем, что нам будет достаточно $2 млн., чтобы обеспечить 3% голосов избирателей».

Небольшие партии гордятся тем, что у них в списках нет представителей крупного бизнеса. Об источниках финансирования говорят стандартно: членские взносы и благотворительность. О размере членских взносов политики говорят неохотно. В блоке «Влада народу» заявили, что речь может идти об одной-двух гривнях в месяц. В Либеральной партии признались, что в среднем - это 10 грн.