Куда украинцы прячут деньги от инфляции

Несмотря на увеличение доходов, большинство украинцев ожидают, что экономическая ситуация в стране может ухудшиться в ближайшем будущем, и намереваются обезопасить себя, вкладывая деньги в покупку товаров длительного пользования

По данным исследований, которые проводились Международным центром перспективных исследований и компанией GFK-USM, индекс потребительских настроений украинцев осенью упал до самого низкого уровня за последние два года.

Индекс потребительских настроений в Украине осенью 2005 впервые за два года составил число меньше 100 пунктов - 95,5. Индекс меньше 100 означает, что в общественном мнении превалируют негативные оценки.

 В марте этого года он составлял 107,3 пункта в сентябре - 105,2. В декабре 2004 года индекс составлял 100,1 пункта. Показатель инфляционных ожиданий осенью составил 190,4 пункта и был самым высоким за последние пять лет. При этом большего всего повышения инфляции опасаются представители старшей возрастной группы – получатели возросших социальных выплат.

Одновременно с существенным ухудшением экономических ожиданий украинцев возросла склонность к крупным покупкам. Соответствующий индекс достиг рекордного показателя за все время проведения подобных исследований (с 2000 года) и составил 107,9 пункта.

Самоощущение может не соответствовать реалиям

Оценка гражданами Украины собственного экономического положения ухудшилась и по данным Центра социальных и политических исследований «Социс». Если в 2004 году свое материальное положение оценивали ниже среднего 41% граждан Украины, то в сентябре 2005 - 57%. Свой уровень жизни оценивали как средний 43% украинцев в 2004 году и 41% в 2005. Выше среднего - 4% и 2% соответственно.

Однако директор «Социса» Наталья Погорила в интервью «ДЕЛУ» предостерегла от поспешных выводов: «Оценка собственного экономического положения – это субъективный показатель. Она может меняться по двум причинам. Люди могут узнать о новых возможностях, по сравнению с которыми их собственное положение кажется им менее привлекательным. Другая причина – обилие негативной информации. В этом году люди получили много негативной информации, эффект от которой усилился повышенными ожиданиями после «оранжевой революции», – отметила она.

Погорила подчеркнула: «При том, что значительное число украинцев считают, что их собственное материальное положение ухудшилось, значительно меньше людей могут сказать подобное о материальном положении своих друзей. Только 29% украинцев считает, что материальное положение их друзей в этом году ухудшилось по сравнению с прошлым, хотя об ухудшении своего личного материального положения говорят 36% опрошенных».

Срочно надо потратить деньги

Желание вложить деньги стимулирует потребление. По данным компании GFK-USM, в 2005 году отмечается стремительный рост крупных покупок – бытовой техники, электроники. Как заявил «ДЕЛУ» руководитель отдела GfK-USM Non-Food Retail Audit Андрей Свирский, самый большой рост наблюдается в сфере высокотехнологичной продукции – плазменная видеотехника, компьютерная техника. Здесь рост продаж составляет около 200%.

Среди причин бурного роста потребления Свирский называет повышение зарплат работникам бюджетной сферы и социальных выплат. Однако увеличение количества денег «на руках» сопровождается также, по мнению Свирского, ожиданиями повышенной инфляции, что порождает желание вложить деньги в товары длительного пользования. Также сыграло свою роль понижение официального курса иностранных валют – доллара и евро - весной этого года. Именно после этого начался рост покупок. «У людей действительно достаточно денег, чтобы задумываться о покупках», – считает Свирский. Также свою роль сыграло внедрение торговыми сетями программ кредитования крупных покупок и развитие крупных сетей. К примеру, корпорация Fozzy Group, которая владеет такими торговыми сетями, как «Сiльпо», «Фоззи», «Днепрянка», «Фора», планирует в 2005 году увеличить оборот своих торговых сетей более чем до $700 млн. по сравнению с $290 млн. в прошлом году. В 2004 году оборот корпорации возрос на 61,1%. Корпорация до конца 2005 года намерена открыть еще около 16 универсамов «Сільпо».

Оптимизм Fozzy Group разделяют и другие участники рынка. По мнению коммерческого директора компании «Голдер-Электроникс», представляющую в Украине аудио-,видео- и бытовую технику марки VITEK, Ярослава Труханова, украинский рынок бытовой техники и электроники - один из самых перспективных и динамично развивающихся среди рынков стран СНГ.