Партнерство издалека – через космос

Как сообщил «ДЕЛУ» в телефонном разговоре начальник управления оборонных комплексов Национального космического агентства Украины Константин Волох, на сегодняшнем саммите Украина - ЕС среди прочих документов планируется подписание соглашения

В хорошей компании

Создание и развертывание системы Galileo, в которой участвуют 25 стран-членов Евросоюза при содействии Европейского космического агентства (ESA), оценивается в $3,1 млрд. Соглашение по данному проекту между Украиной и ЕС будет включать в себя сотрудничество по техническим аспектам, в научных исследованиях (в частности, в вопросах стандартизации), мониторинга, а также участие в финансировании проекта.

Украина стала третьей страной, не являющейся членом ЕС, которая примет участие в Galileo. Два других неевропейских государства, присоединившихся ранее к проекту - Израиль и Китай. ЕС также ведет переговоры по Galileo с Россией, Марокко, Бразилией, Мексикой, Южной Кореей, Канадой, Аргентиной и Австралией.

Еврокомиссия ранее называла Украину одной из восьми стран в мировом космическом сообществе, которые демонстрируют значительные технические возможности в этой сфере. Украинская космическая индустрия находится в числе лидеров по разработке и производству носителей и компонентов для систем спутниковой навигации. Украина достигла предварительной договоренности с ЕС о присоединении к амбициозному проекту спутниковой навигационной системы Galileo, заключив соответствующее рамочное соглашение. Оно было подписано в Киеве 3 июня главой Совета ЕС по транспорту, телекоммуникациям и энергетике и заместителем министра иностранных дел Украины.

Мирные цели

Орбитальная группировка Galileo будет состоять из 30 спутников: 27 основных и 3 резервных, необходимых на тот случай, если какой-либо из основных спутников выйдет из строя. Полностью развернуть систему планируется к 2008 году. Для создания Galileo в Европе был создан консорциум INavSat, в который вошли компании из Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании. Среди них – гигант европейской космической индустрии компания EADS, французская Thales и британская Inmarsat. В отличие от главного своего конкурента - американской системы GPS (Global Positioning System), Galileo будет решать исключительно гражданские задачи. Среди них - управление автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом, синхронизация систем передачи данных и прочее. Спутниковые навигационные системы, работающие сейчас в России и США, финансируются военными ведомствами и созданы для соответствующих целей.