Семьи вместо интернатов

В Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта Украины подготовлен проект реформы системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Один из приоритетных вопросов – формирование единого банка данных о детях-сиротах и создание небольших детских домов. Принцип коллективного воспитания, на которых базируется интернатная система, не отвечает сегодняшним реалиям, более того – калечит и без того раненныее души детей.

Интересы ребенка превыше всего

К проблеме решили подойти комплексно, максимально задействовав все возможные пути приоритетного семейного содержания: усыновление, опека, поселение в детские дома семейного типа и приемные семьи. Другой вопрос – как это сделать? Ведь помимо изучения международного опыта и создания нормативно-правовой базы, которая будет регулировать деятельность учреждений нового типа, потребуется переподготовка социальных работников, привлечение психологов, юристов и, естественно, дополнительных источников финансирования.

«Мы должны сделать все, чтобы каждый ребенок имел свою семью, - говорит Юрий Павленко, министр по делам семьи, молодежи и спорта. - Для этого необходимо полностью пересмотреть нынешнюю систему содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и создать новую, которая, в первую очередь, будет учитывать интересы ребенка, а не экономическую целесообразность».

Суть реформы понятна – дать ребенку не специальное заведение, не интернат, а настоящую семью, или, по крайней мере, существенно сократить количество детей в интернатах. К примеру, в Великобритании в интернатных заведениях воспитываются лишь 2% детей-сирот, в Канаде все дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, воспитываются в домах семейного типа.

Проект планируется разработать и подать на рассмотрение в Кабинет Министров через полгода. На саму реформу необходимо около десяти лет.

Не место красит человека, а человек место

Несмотря на задекларированный в законодательстве  приоритет семейного обеспечения детей (ст. 5 Семейного кодекса Украины), государственные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, продолжают расти как грибы после дождя, а сиротство, как явление, увы, расширяется. По данным министерства, за последние 10 лет количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, увеличилось на 60%. Только в 2004 году в дома ребенка попали пять тысяч ребятишек, а в детские дома и школы интернаты - 5,4 тысячи детей. И никто особо не спешит усыновлять или брать под опеку брошенных детей.

Созданные в предыдущие годы заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, не могут справиться с таким наплывом детей. Практически все интернаты и детдома переполнены, впрочем, как и чаша терпения у министерства. В среднем, по данным Государственного комитета статистики Украины, заполняемость специальных школ-интернатов составляет 247 детей на одно учреждение, детских домов – 64, домов ребенка – 108, интернатов для детей инвалидов – 140. Лидируют Кировоградская, Винницкая и Полтавская области, АР Крым.

Направление ребенка в дом малютки, детдом или школу-интернат, в отличие от создания приемной семьи или дома семейного типа, для местных органов исполнительной власти экономично выгодно. Посудите сами, зачем тратить деньги на содержание «новой» семьи, если «ссылка» ребенка в детдом не требует никаких отчислений из местного бюджета. Складывается впечатление, что расселение детей происходит по принципу экономической обоснованности, а приоритет семейного воспитания теряется в чиновнических коридорах. Иначе чем обоснован тот факт, что до совершеннолетия ребенок меняет два-три типа учреждений (дом ребенка, детский дом, школа интернат) и каждый раз вынужден приспосабливаться к «новой семье» из таких же, как и он сам, детей.

Вот и растут они неуверенными, разочаровавшимися и утратившими веру, с целым букетом комплексов неполноценности и, что самое страшное, абсолютно не подготовленными к взрослой жизни. Специальные исследования показывают, что некоторые подростки перед выпуском из интерната вообще боятся выходить в большой мир. Они понятия не имеют, как получить профессию, ведь должной подготовки в детдоме зачастую просто нет, а обучение на коммерческой основе - нереально. Шанс, что молодая выпускница интерната сможет создать полноценную семью – ничтожен. Многие даже и не пытаются, выходят замуж за таких же «бесперспективных» и социально необеспеченных.  Да и кто им поможет, если многие считают, что от «детдомовских» нужно держаться подальше.