За хендлинг накажут

Киевское областное отделение Антимонопольного комитета (АМК) приступило к расследованию злоупотреблений монопольным положением государственного международного аэропорта «Борисполь». По сообщению пресс-службы АМК, у ведомства есть информация о том, что «Б

По данным антимонопольщиков, такими действиями на рынке специализированных услуг «Борисполь» может создать определенные препятствия для других компаний на смежном рынке хендлинговых услуг.

Аэропорт - псевдоестественная монополия

"Эйр Линк Интернешнл" сначала подала заявление в Кабинет Министров, а потом это дело скатилось в Антимонопольный комитет, объяснила «ДЕЛУ» юрисконсульт Киевского областного отделения АМК Виктория Волковинская. По ее информации,  рассмотрение этого дела уже началось. Специалисты комитета будут классифицировать конфликт по признакам нарушения законодательства о конкуренции. «Мы уже установили некоторые нарушения и теперь намерены расследовать их и доказать их влияние», - сказала юрисконсульт.

Сегодня аэропорт «Борисполь» является монополистом на рынке, отмечает  адвокат юридической компании «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко. При этом юрист уверен, что государство само спровоцировало такую ситуацию, поскольку не приложило достаточных усилий для развития альтернативных аэропортов, скажем, в Гостомеле. «Фактически, в случае с «Борисполем» можно говорить о псевдоестественной монополии», - резюмирует Роман Марченко.

АМК, говорит он, в этом случае действительно имеет право проводить расследования, поскольку согласно законодательству, если доля компании на рынке превышает 35%, то она занимает монопольное положение. «Если говорить о рынке, на котором работает «Борисполь», то, безусловно, он занимает более 35% всего украинского рынка. А если смотреть в пределах киевского региона, то вполне возможна и более значительная доля», - считает адвокат.

В «Борисполе» вины не чувствуют

Тем временем в «Борисполе» в угрозу санкций со стороны антимонопольщиков верят неохотно. По данным Дмитрия Денисова, заместителя генерального директора государственного международного аэропорта «Борисполь» по юридическим вопросам, предприятие никому не мешает работать, если есть необходимые документы или заключены соответствующие соглашения.

«У нас очень много контрагентов, которые работают по разным направлениям деятельности. Только авиакомпаний, которые осуществляют регулярные перевозки, насчитывается более 30, - объясняет Дмитрий Денисов. - А если говорить о чартерных рейсах, то речь может идти о 50-60 или даже более». По его словам,  общее количество арендаторов в аэропорту перевалило за две сотни.

А может ли "Эйр Линк Интернешнл" работать или нет, я не могу сказать. Потому что я, кстати, не видел всех документов этой компании. Мы познакомились с ней после того, как к нам пришло уведомление из АМК», - утверждает Дмитрий Денисов. Правда, позже  заместитель гендиректора «Борисполя» все же допустил, что, аэропорт раньше пересекался с "Эйр Линк Интернешнл". «Но проходит какое-то то время, а человек имеет свойство забывать», - объясняет он.

Не накажут - так промониторят

По мнению юристов, недопущение других компаний к предоставлению услуг на территории аэропорта «Борисполь» может трактоваться как нарушение, связанное с дискриминацией субъектов предпринимательской деятельности. Хотя также существует право юридического лица заключать или не заключать договора с другим юридическим лицом.

«Думаю, что Антимонопольный комитет может и не удовлетворить жалобу в части заключения договора. Но, учитывая монопольное положение аэропорта «Борисполь», он может повлиять на него другими мерами, например, ужесточить мониторинг цен, выставляемых аэропортом своим партнерам», - говорит Роман Марченко.

Решение Антимонопольного комитета, который призван поставить точку в этом деле, можно ожидать через один-два месяца, уточнила Виктория Волковинская.

Что такое хендлинг?

Хендлинг – это предоставление специфичных услуг по обслуживанию пассажиров всех авиакомпаний, в том числе регистрация и обработка багажа, обслуживание нерегулярных рейсов авиакомпаний, не имеющих представительств в аэропорту. К этим услугам относятся  также заправка и чистка самолета.

При чартерных рейсах хендлинговые компании нанимаются отдельно.