И пусть весь мир подождет…

Во многих странах стабильной демократии замена послов происходит автоматически после изменения политической власти, ведь посол является порученцем и доверенным лицом главы государства. Только в Украине этот процесс никак не может сдвинуться

На сегодняшний день Украиной открыты дипломатические представительства в 89 странах мира, в 17 из которых вот уже длительное время нет послов, а, следовательно, и двусторонние отношения с этими странами переживают не лучшие времена.

Острее всего для Украины стоит проблема назначения послов в США, а также в России и Великобритании. В Соединенных Штатах, где до июня 2005 года послом был Михаил Резник, скорее всего дипломатическую миссию возглавит фигура в большей степени политическая. Поговаривают, что этот пост может занять заместитель министра иностранных дел Олег Шамшур.

Туманна перспектива и должности посла в Российской Федерации. Начиная с 1999 года, послом Украины в этой стране является Николай Билоблоцкий. Проблема заключается в том, что, согласно дипломатическому протоколу, эту должность нельзя занимать более пяти лет. Секретариат президента, да и сам Олег Рыбачук уже заявляли, что в ближайшее время посол в России будет назначен. Остается надеяться, что им, если учитывать наши сегодняшние отношения с Москвой, станет человек, хорошо разбирающийся в экономических вопросах.

В вопросе назначения посла в Великобритании сохраняется еще большая интрига. Министр иностранных дел Борис Тарасюк уже успел заявить, что чрезвычайным и полномочным послом Украины на Туманном Альбионе станет известный украинский дипломат. Фамилию он так и не назвал, ссылаясь на то, что в настоящее время идет согласование с британской стороной.

Кадровый голод

Отношение к Украине в тех странах, где должность послов вакантна, с каждым днем ухудшается. Нельзя поддерживать постоянный диалог со страной, где нет посла. Ведь прежде всего посол – это тот человек, которому доверяют и рассказывают ту информацию, которую не доверят ни одному другому официальному лицу государства.

Мировое сообщество, да и простые граждане нашей страны недоумевают по поводу того, с чем может быть связана такая нерасторопность новой власти: то ли в стране наблюдается кадровый голод, то ли все предложения украинской стороны отвергаются еще до момента назначения. 

Скорее всего, правящая верхушка столкнулась с той же проблемой, что и во внутренней своей политике: у власти не было выработанной кадровой стратегии. При Леониде Кучме дипломатами становились либо угодные главе государства люди, либо послами назначали тех, кто особо насолил власть имущим. Теперь же команда Виктора Ющенко не может определиться с тем, что предпочтительней: назначать на должность послов карьерных дипломатов или отдавать предпочтение политическим назначениям. В этом вопросе Украина вполне может ориентироваться на пример двух наших стратегических партнеров - Польшу и США. Так, в Варшаве после смены коммунистического режима был создан абсолютно новый дипломатический корпус, в который вошли представители интеллигенции правящей партии «Солидарность». А в Вашингтоне 60% послов – бывшие министры иностранных дел, министры финансов и экс-премьер-министры. При этом не стоит забывать, что послом должен быть человек, который предан Украине и в точности выполняет директивы президента. 

Печальный опыт

До назначения Юрия Сергеева послом Украины во Франции (стране, которая и без того относится к Украине через «российскую призму») эта должность два года была вакантной. Отсутствие посла спровоцировало еще большее ухудшение отношений, а французы стали нас упрекать в отношении к их стране как к второсортному государству.